Речь детей раннего возраста
Речь детей раннего возраста подчиняется определенным законам развития. Зная эти законы, можно помочь ребенку осваивать этот непростой жизненный урок. Именно ранний возраст считается самым благоприятным периодом для освоения речи. В этом ребенку помогают родители и воспитатели дошкольных учреждений.
Познавая мир, расширяя круг своего общения, после года ребенок начинает испытывать острую нехватку словарного запаса. Он уже не может добиться понимания своих проблем с помощью плача, смеха или бессвязного бормотания. Прислушиваясь к разговорам взрослых, малыш начинает пытаться говорить самостоятельно. В большинстве случаев первые попытки самостоятельной более-менее внятной речи приходятся на период 1,5-2 года. Этот качественный скачек означает переход в развитии ребенка от младенчества к раннему возрасту.
После 1,5 лет словарный запас ребенка начинает резко увеличиваться. В этот период он может достигать порядка 300 слов и выше. При этом словарь состоит из слов-предметов, слов-действий, слов-отношений и слов-признаков. Так как словарь малыша пополняется из окружающего его мира, то в нем преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы.
Речь детей раннего возраста можно разбить на два условных периода. Первый период характеризуется наличием только одно- и двусложных предложений и длиться примерно с 1года 3 месяцев до 2 лет. Односложные предложения содержат всего одно понятие. Чаще всего это наименование предмета или человека (мяч, папа, мама), примитивно выраженная просьба (дай) или желание (пи-пи, кушать).
Дву- и трехсложные предложения появляются у ребенка в возрасте 1,5 года. Они призваны в основном более точно описать желание ребенка (дай кашу, иди сюда, хочу куклу). Иногда толчком к появлению таких предложений является некоторая невнимательность родителей, которые не обратили внимание на обращение к ним в виде односложного предложения (мама, дай).
Во втором периоде речь детей раннего возраста уже строится из настоящих предложений. Этот период длиться с 2 до 3-х лет. К этому времени ребенок уже знает падежи и может относительно правильно построить предложение. Правда специфика его жизни, характеризующаяся жаждой познания, заставляет его формировать в основном вопросительные предложения и предложения, содержащие просьбу. И то, и другое понятно. В первом случае ребенок семимильными шагами узнает мир и хочет объяснения непонятных ему вещей, в другом – просит о помощи, т.к. еще много не умеет делать сам, но уже способен правильно сформулировать свое желание.
В самом начале своего развития речь ребенка носит ситуативный характер. Его основная форма общения с окружающим миром – диалог. Ребенок задает вопросы и хочет получать на них ответы. Диалог очень сильно помогает ребенку адаптироваться в коллективе сверстников, а также получать максимум полезной информации от родителей. Если ребенок в раннем возрасте не идет на контакт с группой, то педагоги в игровой форме помогают ему. Они дают ребенку роль в маленьких спектаклях и сказках, где герой малыша должен обмениваться фразами с окружающими.
Со временем речь детей раннего возраста приобретает и описательный характер. Она возникает тогда, когда ребенок старается рассказать окружающим о событиях, в которых те не участвовали. В этом случае для описания ситуации ребенку очень активно помогают жесты и мимика. Взрослые могут очень сильно помочь малышу в развитии описательной речи. Ведь сказки и рассказы являются ее эталоном, а малыш их так любит. Слушая сказку и запоминая построение предложения, ребенок не только воспринимает информацию, но и учится правильно ее подавать.
На третьем году жизни ребенок способен воспринимать краткие просьбы или требования взрослых. Слова взрослого типа «Дай, пожалуйста», «Не трогай, ва-ва» уже понятны малышу, что позволяет взрослым руководить ребенком. По сути, такое руководство является первым шагом в установлении определенной иерархии отношений между взрослым и ребенком.
Одновременно с этим мы можем наблюдать совершенствование речи ребенка. Она становится более правильной. Именно в этом вопросе ребенок нуждается в поддержке и помощи. Задача воспитателей и родителей научить ребенка правильному произношению. Для этого все слова ребенку должны выговариваться медленно и четко. Если ребенок при повторе делает ошибку, то не стесняйтесь его корректировать. Речь самого взрослого не должна быть картавой или шепелявой, т.к. ребенок все это будет повторять, воспринимая как нормальное произношение.
Речь детей раннего возраста порой содержит коверканные слова. В большинстве случаев ребенок сам их коверкает, т.к. ему просто нравится получившийся звук. На это не стоит обращать большого внимания, т.к. эта ситуация скоро уладиться сама собой. При этом ребенку все равно необходимо указать несколько раз на правильное звучание этого слова.