Одаренные дети
Одаренные дети в настоящее время встречаются все чаще и чаще. По своей сути одаренность – это высокий уровень развития способностей ребенка в какой-либо области. Хотим подчеркнуть, что не бывает ни детей, ни взрослых, у которых абсолютно все получается лучше, чем у других. Именно поэтому речь всегда ведется о типах одаренности, коих существует достаточно большое количество.
В данной статье нас будет интересовать всего несколько типов одаренности, которые имеют прямое отношение к школе. К этим типам относятся академическая, интеллектуальная и творческая одаренность.
Академическая одаренность характеризуется ярко выраженной способностью учиться. Такие дети – любимчики преподавателей. Они достаточно легко и заслуженно получают высшие оценки по стандартной школьной программе. В будущем они становятся неплохими специалистами в разных областях человеческой деятельности.
Одаренные дети с интеллектуальной жилкой немного отличаются от стандартных медалистов с академической одаренностью. Для этих детей важен не только конечный результат, а и процесс его достижения. Для них предел мечтаний – правильно решенная сложная задача. Таким детям необходима постоянная загрузка мозга нерешенной задачей. Уделяя особое внимание одному-двум-трем предметам, по остальным они могут показывать посредственные знания. Некоторых преподавателей такой диссонанс успеваемости ставит в тупик, и они воспринимают сложившееся положение как личную обиду. Интеллектуально одаренные дети способны достигнуть самых высоких вершин в узких областях знаний, при этом оставаясь полными профанами в стандартных жизненных ситуациях.
Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении проблемы или стандартных ситуаций. Это самый ценный вид одаренности. Обычно школьное общество не очень любит таких детей, считая их странными. Такие дети обычно выдвигают самые гениальные идеи. Именно они способны указать направление пути, по которому пойдут другие и достигнут великолепных результатов.
Одаренные дети могут ходить рядом с вами, но вы не о чем не будете подозревать. Самая главная проблема как раз и состоит в том, чтобы выявить одаренного ребенка и понять область (тип) его одаренности. Далее все просто: в настоящее время существуют различные специальные классы и целые школы, которые помогут малышу развиваться в интересующем его направлении. Одаренного ребенка можно вычислить, если хорошенько к нему присмотреться. Если у него присутствует неиссякаемая потребность в узкоспециализированных знаниях, то мы имеем признак одаренности.
Вследствие того, что сообщество сверстников в большинстве случаев отвергает одаренных детей, они ищут постоянного общения с более старшими детьми или со взрослыми. Также дети со сверхспособностями очень часто имеют свои пищевые пристрастия, особенности поведения и психического состояния. Из-за постоянного нервного напряжения одаренных детей принято причислять к группе риска. Порой у них развиваются комплексы в тех областях, где нет повышенных способностей.
Одаренные дети при всей своей исключительности требуют к себе больше внимания и особого отношения. Им обязательно необходима помощь в самореализации, иначе дело может закончиться серьезным нервным срывом. Вырастая, нереализованные гении тихо сходят с ума, превращаются в алкоголиков, заканчивают жизнь суицидом. Особенно это касается людей творческой одаренности. Мы знаем десятки историй, где исключительно одаренные артисты плохо заканчивали из-за того, что их переставали снимать.
Самый лучший выход из положения – отдать ребенка в специальную школу. Педагоги не только предоставят ему обширное поле для самореализации, но и учтут его специфический психологический настрой. В таких школах обычно работают специалисты самого высокого профиля, способные решать сложные педагогические задачи.
И в конце хочется сказать несколько слов о натасканности (или зубрежке). Очень часто мамы и некоторые педагоги путают эти понятия с одаренностью. Дело в том, что зубрежка может принести положительный конечный результат. Он будет выражаться в золотой медали или поступлении в институт. Но «зубрилка» никогда не победит на олимпиаде, потому что он заучивает правила, но не умеет их применять в нестандартных ситуациях. Обычно натаскиванием ребенка занимаются родители, для которых конечный результат главнее способа его достижения. В этом случае они способны загнать ребенка, который через определенное время просто потеряет интерес к учебе.