Социальное воспитание детей
Социальное воспитание детей является приоритетным направлением в общей системе воспитания. Дело все в том, что ребенок развивается не в лесу и не в изолированной среде, он постоянно находится в контакте с людьми. Независимо от количества и родственных связей, данные люди составляют его социум. С возрастом круг общения ребенка расширяется, а также появляется разбивка общества на различные группы (семья, близкие родственники, друзья в садике и т.д.).
Семья – это первоисточник любого воспитания ребенка. Именно в семье закладываются основы для всестороннего развития и воспитания малыша. Именно семейные ценности, характерные для данного общества, являются базовыми для дальнейшего развития ребенка. К семейным ценностям, в первую очередь, относятся взаимная любовь, уважение друг к другу. Также семья является первым социумом, где существуют свои определенные правила поведения. Эти правила накладывают на всех членов семьи определенные обязанности и права. Взрослые обязаны любить, уважать, кормить, поить, одевать и воспитывать ребенка, но в праве от него требовать хорошего поведения и взаимного уважения. Ребенок обязан подчиняться требованиям взрослых, но так, чтобы не страдала его индивидуальность.
Социальное воспитание детей в дошкольном учреждении имеет свои особенности. Придя в детский сад, малыш попадает в совершенно новое общество. Здесь существуют свои законы. Дошкольное учреждение учит малыша строить взаимоотношения с себе подобными. Отсутствие родителей требует от малыша самому научиться решать свои проблемы. Здесь малыш впервые имеет возможность выступать не только в роли подчиненного (воспитателю), но и самому попробовать стать лидером.
В садике ребенок первый раз встречается с большой группой себе подобных. Изначально находясь в равном положении, дети со временем разделяются на лидеров (ведущих) и подчиняющихся (ведомых). Дети сами должны выбрать и прожить эти роли – это часть необходимого жизненного опыта.
Иногда в садике возникает ситуация, когда коллектив отторгает от себя нового члена или сам ребенок не хочет идти на контакт с коллективом. Обе эти ситуации не являются здоровыми и требуют вмешательства взрослых. Социальное воспитание детей в данных ситуациях должно быть направлено на раскрытии положительных черт маленького изгоя. В игровой форме необходимо научить ребенка общаться с коллективом, а коллектив необходимо заинтересовать талантами ребенка. Очень хорошо для этого подходят различные ролевые игры, маленькие спектакли, где дети вынуждены общаться друг с другом по сценарию. Совместное общение скоро из необходимости перерастет в нормальное состояние.
Социальное воспитание детей не терпит изменчивости. Определяя одну линию поведения, взрослые должны ее поддерживать. Особенно это касается поощрений и наказаний ребенка. Очень трудно выстроить правильные взаимоотношения с детьми, если ребенок не будет знать, что от вас ожидать. Бывают случаи, когда мы в хорошем настроении не замечаем проказ малыша, а в плохом достаточно сильно его наказываем за похожие действия. Если говорить о поощрении, то в хорошем расположении духа мы хвалим ребенка за его успехи, а в плохом ограничиваемся фразой: «Отстань, не видишь, что папа устал». Такое изменение поведения недопустимо. Так вы не только подрываете свой авторитет воспитателя, но и путаете ребенку все карты. Малыш перестает разграничивать хорошие и плохие поступки, действия, за которые его похвалят или отругают. Это порождает в ребенке неуверенность, а несправедливое наказание приводит к нарушениям психики ребенка. В тоже время отсутствие родительской реакции на плохие поступки вырабатывает у ребенка чувство вседозволенности. В раннем периоде воспитания раздражения и злость родителей способны передаваться и ребенку, составляя основу его поведения в обществе. Поэтому линию поведения родитель-ребенок стоит тщательно анализировать и, при необходимости, подвергать коррекции.