Обучение и воспитание детей
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста можно построить по-разному. В настоящее время есть два принципиальных подхода к этому вопросу. Первый подход заключается в воспитании детей дома, второй – в детском дошкольном учреждении. У каждого подхода есть свои положительные и отрицательные стороны.
В современном мире многие родители предпочитают, чтобы их ребенок не ходил в садик. Если исключить варианты, когда родители просто не могут водить и забирать ребенка, то основной причиной является глобальное недоверие к садику, как к качественному элементу воспитания. У многих родителей остались свои неприятные воспоминания, многие насмотрелись разных страшилок про современные дошкольные учреждения, а многие просто считают, что сами в состоянии полноценно воспитать ребенка и подготовить его к школе. Естественно, что садик не может заменить ту теплоту и объем родительской заботы, которая окружает малыша дома. Нередко к заботе о ребенке подключают бабушек и дедушек, которые вносят свою лепту с высоты своего жизненного опыта. При этом окружением ребенка создается максимально комфортная обстановка, позволяющая малышу практически не испытывать нервных стрессов, связанных с адаптацией в данном обществе.
Вместе с тем домашнее обучение и воспитание детей сопряжено с некоторыми трудностями. Если отсутствует помощь близких родственников, то маме порой трудно проводить все время с ребенком. Ведь ей необходимо приготовить кушать, постирать, убрать и т.д. Если не брать во внимание количество времени, уделенного ребенку, а остановиться только на качестве занятий, то тут также возникают определенные вопросы. Очень немногие мамы способны полноценно подготовить малыша к школе. И здесь вам мало помогут умные журналы или статьи. Вам понадобятся хотя бы элементарные знания не только педагогики, но и психологии ребенка. Это связано с тем, что в данном возрасте ребенок в основном не склонен учиться в чистом виде. Наиболее качественно он воспринимает информацию в игровой форме, а для этого необходимы специальные знания и наглядные пособия. Безусловно, сейчас в наших магазинах продаются всевозможные развивающие игры и подготовительные учебники, но покупка их в полном объеме будет достаточно серьезным ударом для среднестатистического бюджета семьи.
Основным же недостатком домашнего воспитания является узость социума ребенка. Кругом его общения являются близкие родственники и несколько детей-соседей на улице. В данной ситуации ребенку, придя в школу, может не хватить опыта общения и построения личных взаимоотношений в большом детском коллективе. Также стоить отметить, что мама, занятая домашними хлопотами, не всегда может правильно организовать распорядок дня малыша. А в таком возрасте это не только важно для здоровья ребенка, но и помогает ему хорошо усваивать уроки.
Обучение и воспитание детей в дошкольном учреждении построено немного по другим принципам. Здесь упор в первую очередь делается на воспитании ребенка как члена общества. Именно в кругу равных себе ребенок учиться строить свои первые взаимоотношения. Безусловно, воспитатели дошкольных учреждений просто физически не могут уделить максимальное внимание каждому ребенку. Они заботятся о том, чтобы дети были накормлены, одеты и заняты полезным делом. Персональное родительское внимание здесь заменено на умение группы детей самоорганизоваться. Дело в том, что у детей очень развито чувство соперничества и подражания. Они подражают всем и вся и при этом хотят быть первыми. Достаточно выделить одного ребенка в группе, который правильно делает то или иное дело, и большинство детей сразу начнут за ним тянуться.
Рассмотрим кратко достоинства и недостатки воспитания детей в дошкольном учреждении. К недостаткам можно отнести более низкий уровень внимания к одному взятому ребенку. Также в большинстве наших дошкольных учреждений наглядные пособия для детей оставляют желать лучшего.
Обучение и воспитание детей в дошкольном учреждении с нашей точки зрения содержит намного больше пользы, чем вреда. Во-первых, недостаток внимания воспитателя в некоторых вопросах, в конце концов, оборачивается развитием самостоятельности и ребенка. Программа занятий садика максимально адаптирована для подготовки ребенка к школе, при этом занятия проходят в том же ключе. Ребенок входит в определенный ритм и ему не приходится перестраивать его, придя в школу. На занятиях в садике малыш может адекватно оценить свои успехи и недостатки на фоне других детей. Это помогает ему формировать правильную самооценку.
Самым же главным плюсом дошкольного учреждения является адаптация ребенка к социуму. При этом круг общения ребенка в садике требует от него нескольких моделей поведения. С детьми ему необходимо налаживать контакт на равноправных условиях, с воспитателями же необходимо научиться подчиняться определенным требованиям. Все эти модели поведения присутствуют и в школе. Домашнее воспитание не может похвастаться таким разнообразием. Также в садике присутствует режим дня, который очень хорошо влияет на общее развитие подрастающего организма ребенка.
При желании можно выделить и третий подход. Обучение и воспитание детейпри этом основано на домашнем воспитании, но с активным привлечением разнообразных репетиторов для занятий с ребенком. Эти специалисты хорошо помогают раскрыть индивидуальные качества ребенка, обладают специальными знаниями и практическими навыками. Их опыт помогает подготовить ребенка к школе в полном объеме. Правда, занятия с репетитором иногда могут формировать неправильную самооценку ребенка. Она в этом случае строится только на оценке преподавателя. У малыша нет возможности сравнить себя с другими детьми, а ведь в этом возрасте дети стремятся именно к процессу соревнования и сравнения полученных результатов. Также репетитор по нынешним временам – удовольствие очень недешевое.