Нравственное воспитание детей
Нравственное воспитание детей отражает моральные и этические принципы, которые проповедует данный социум. Понятие нравственности каждого члена общества всегда волновало руководителей данного общества. Эти волнения и беспокойства в итоге выливались в определенные образовательные и воспитательные программы. Общество будет нравственным, если каждый его член будет проповедовать и воплощать в жизнь идеи морали и нравственности.
Всегда и во все времена общество начинало воспитание своего нового члена еще с пеленок. Как показала древняя практика гораздо проще привить определенные постулаты в детском возрасте, чем переделывать уже готовую сформировавшуюся личность. Именно поэтому нравственное воспитание в нашей стране начинается с самого маленького детского возраста.
Нравственное воспитание детей на первом этапе жизни заключается обязанностях родителей и воспитателей дошкольных учреждений привить ребенку такие понятия, как любовь, добро, забота. Именно эти понятия должны проповедоваться в первую очередь в семье ребенка. Малыш в раннем возрасте учиться на ассоциациях, поэтому отношения в семье он воспринимает как образец для подражания. Очень важно, чтобы этот образец был положительным.
Очень важно, чтобы добро и любовь проповедовались от души. Маленький ребенок очень сильно чувствует фальшь, ему очень трудно объяснить, почему поведение родителей расходится с их декларируемыми принципами. Если в семье есть еще и дедушка с бабушкой, то ребенку не составит труда спроецировать свои отношения с мамой на отношения мамы с бабушкой.
На более поздних этапах развития (школьный период) нравственное воспитание детей пропагандирует такие понятия, как долг, честь, совесть, достоинство, труд. Особое место в этом списке занимает долг перед своими близкими, Родиной, государством. Ребенок должен с раннего детства осознавать, что наступит день, когда он вырастет и его попросят помочь ближнему своему. Долг детей заботиться о своих родителях. В прямом выражении это выглядит как уход за стариками в домашней обстановке. В косвенном выражении – это уплата работниками и предприятиями различных социальных налогов (например, пенсионного), для того, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь, когда он уже не сможет приносить пользу обществу.
Почетное место в системе нравственного воспитания занимает долг перед Родиной. Ребенок должен четко осознавать, что его государство заботится о нем в виде разнообразных школьных и социальных программ, поэтому в трудную минуту он должен встать на защиту его интересов. Особенно это касается мальчиков, которые во все времена олицетворяли защитников Отчизны.
Труд – это высоко нравственное понятие. Религия также поддерживает труд, как один из основополагающих принципов существования человека. Только познав, как тяжело достаются материальные блага, ребенок начинает с уважением относиться к продуктам питания и работникам различных профессий. Если ребенок хотя бы раз в жизни попробует, каким трудом достается хлеб, то ему уже не придет в голову буцать ногой упавшую булочку. Через труд самого ребенка мы учим детей уважительно относиться к труду окружающих. Вот почему уроки труда так важны в школе.
Труд можно прививать ребенку с самого малого возраста. Сначала в форме игры, потом в форме просьбы помочь родителям в каком-нибудь простом домашнем деле (подмести, вынести мусор и т.д.). При этом ни в коем случае нельзя настаивать или приказывать, иначе ребенок начнет воспринимать труд, как наказание. С возрастом ребенку необходимо разъяснить, что он должен помогать старшим. Некоторые дети с удовольствием это делают без напоминания, а у некоторых с этим складываются определенные проблемы.
Нравственное воспитание детей осуществляется такими методами, как этические беседы, конкурсы, тематические досуги и т.д. В школьных и дошкольных учреждениях разработаны специальные программы нравственного воспитания подрастающего поколения. Их основная задача состоит в том, чтобы ребенку в простой и НЕНАВЯЗЧИВОЙ форме рассказать о нравственных ценностях. В процессе регулярных занятий придет осмысление сказанного, а затем и привычка действовать в соответствие с принципами нравственности. На таких занятиях детей должны знакомить с яркими историческими и жизненными примерами, которые показывают, как нравственное поведение ребенка приносит пользу обществу и самому ребенку. Эти постулаты должны быть донесены до каждого ребенка.
Элементарным и утрированным примером нравственного поведения для детей дошкольного возраста служат сказки. Взять хотя бы сказу «Морозко» или про Кащея Бессмертного. Там герои, которые по-доброму относились к другим персонажам, всегда получали от них помощь, а грубость, злость и лень всегда находили свое заслуженное наказание.
Очень важно не только учить детей поступать нравственно. Нравственное воспитание детей предполагает регулярно делать это на практике. Постоянные правильные поступки ребенка должны оцениваться взрослыми. Только тогда ребенок будет видеть пользу от своего нравственного поведения.