Ранние дети
Ранние дети – это дети в возрасте до шести лет. Именно до этого возраста ребенок проходит первую ступень своего образования. Хотя здесь нельзя применить термин «образование» в полном смысле этого слова, а правильней будет сказать познание окружающего мира с элементами образования.
С самого рождения мозг младенца можно сравнить с чистой школьной доской. Она только и ждет, чтобы на ней что-то написали. Мозг ребенка настроен на любую информацию, которую эму преподносят. Вопрос состоит в том, что важно правильно преподносить ее и выбрать для этого правильное время.
По части преподношения знаний ребенку можно выделить три основные позиции родителей. Одни родители в данном вопросе полностью полагаются на дошкольные учреждения, куда их ребенок ходит с 2-2,5 лет. Другие родители не доверяют никому, кроме себя, и решают воспитывать ребенка исключительно дома. Третьи имеют возможность нанимать репетиторов и психологов для получения образования высшей пробы.
Каждая концепция хороша сама по себе, и ранние дети воспримут любую из них при наличии адекватного подхода. С репетиторами и дошкольными учреждениями все понятно. Там работают специалисты, которые сами знают, что и как им делать. Предлагаем вам подробнее остановиться на домашнем воспитании ребенка.
Многие родители считают, что материнская любовь способна полностью заменить профессионализм педагогов и воспитателей. На самом деле дела обстоят немного не так. Маме необходимы подсказки в некоторых вопросах, ведь сердцем можно почуять только общие направления в развитии ребенка, а в большинстве случаев в процессе воспитания важны именно частности.
В возрасте от рождения до двух лет ребенок усиленно развивает речь. Слух и зрение у него становятся хорошо развитыми уже через 2-3 месяца после рождения. Именно эти качества являются основными способами ребенка для познания мира. К шести месяцам к ним прибавляются тактильные и вкусовые ощущения. Ребенок начинает двигаться, все хватать и тянуть в рот. Задача родителей состоит в том, чтобы активно помогать малышу, делая упор на правильное произношение слов, оберегать ребенка от вредных и опасных факторов, о которых ребенок еще не имеет представления (острые и горячие предметы, глубокие ямы и т.д.).
В возрасте 2-3 лет ранние дети познают мир преимущественно через диалоги с окружающими. Активно развивающаяся речь, стремительно пополняемый запас слов позволяет ребенку задавать вопросы, формулировать свои желания, описывать происходящее вокруг. В этом возрасте необходимо практиковать развивающие игры, направленные на познание окружающего мира и закрепление этих знаний. Например, с ребенком необходимо учить цвета, а потом в игровой форме искать их в окружающем мире.
С 3-х до 4-х лет речь малыша продолжает активно развиваться. У него в обиходе появляются сложные предложения. В этом возрасте характерные первые признаки самостоятельности у ребенка. Малыш сам спокойно может сидеть играть, рисовать, писать и т.д. При этом он выражает свое видение предметов и событий. Обратите внимание на его самостоятельное творчество, и внутренний мир ребенка станет к вам ближе.
Ранние дети с четырех лет уже готовы воспринимать не только те знания, которые им хочется, но и обязательную программу. С этого периода начинается поэтапная активная подготовка к школе. В этом возрасте ребенок способен изучать буквы и цифры, иностранные языки. Буквы лучше всего ассоциируются у ребенка со знакомыми названиями предметов. Для этого случая продаются специальные красочные азбуки в виде книжек и настенных плакатов. Цифры лучше всего изучать на пальцах рук или по таким же дополнительным материалам, как и буквы. При этом можно считать все и всегда: дома кубики, на прогулке птичек, перед сном свои пальчики. Иностранный язык ребенок лучше усваивает, начиная с целых слов. Он с удовольствием сопоставляет определение предмета на родном и иностранном языке.
На данном этапе можно начинать вводить короткие занятия, наподобие школьных. Это будет приучать ребенка к усидчивости. Время таких занятий не должно превышать 10-15 минут.
С пяти до шести лет малыш должен уметь читать (хотя бы по слогам) и писать буквы и цифры. Для этого с ним продолжают занятия, увеличив их продолжительность до 15-20 минут. Очень важно, чтобы ребенок не воспринимал учебу, как наказание или тяжелую провинность. Необходимо придумать такую форму обучения, чтобы она была в радость малышу. Постарайтесь привить малышу любовь к самостоятельному чтению. Идеальными книгами для него будут сказки. Только картинок в них должно быть не особенно много, чтобы не отвлекать внимание ребенка от основного процесса.