Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание личности является важным условием формирования полноценного человека. Вырастая в обществе, ребенок постоянно находится в контакте со всеми его членами. Более того, каждое общество имеет четко сформированную систему ценностей и идеалов. Одним из идеалов нормального гуманного общества является красота в общем понимании этого слова. Именно эстетическое воспитание позволяет развить в ребенке понятие красоты. Через понимание прекрасного ребенок способен оценить те усилия, которые были затрачены на получение этой красоты, а оценка усилий ведет к уважению самого человека, ее создавшего. Так через понимание красоты ребенок учиться уважению и трудовому воспитанию.
Красота – понятие многогранное. Мы любуемся шедеврами мирового искусства, красотой человеческого тела, природных и архитектурных форм. Задачей эстетического воспитания является привитие ребенку понятие красоты, а также развитие и гармонизация духовных особенностей каждого человека. Эстетика неразрывно связана с воспитанием, ведь именно красота является одним из регуляторов человеческих взаимоотношений. Красота также на подсознательном уровне у человека ассоциируется с добром, именно в этом состоит нравственная функция эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание человека неразрывно связано с процессом познания. На первом этапе ему интересно увидеть красоту, затем понять, как она получилась, выяснить, были ли подобные примеры в другие эпохи и у других наций, сравнить полученные результаты. Все этапы описанного процесса являются формами познания мира.
Данный пример является показательным для выделения отдельных компонентов эстетического воспитания личности: эстет.образование, художественное образование, воспитание творческих потребностей и способностей. Эстетическое образование закладывает теоретические основы, художественное - более углубленно формирует культуру личности, вкусы и знания, способствует развитию самосовершенствования личности. Воспитание творческих способностей уделяет много внимания развитию интуиции, творческого воображения, учит правильно видеть проблему и преодолевать стереотипы.
Эти процессы (этапы) присутствуют во всех возрастных категориях человечества. Чем раньше начинается эстетическое воспитание, тем лучший результат мы получаем в конце.
Маленького ребенка с самого детства тянет к прекрасному. Важно, чтобы родителя всячески поощряли это стремление через игру, ведь игра в раннем возрасте является самой доступной и ненапрягающей формой развития ребенка. Когда малыш раскрашивает картинку, он может использовать непонятные для взрослого цвета. Но ребенок сделал так, потому что хотел, чтобы рисунок получился красивым. В данном случае не надо критиковать ребенка, необходимо предложить ему свое видение красоты в виде других цветов. И так должно происходить во всем. Ребенок, анализируя и сравнивая, будет развивать свое понятие о красоте. Занятия и игрушки ребенка должны иметь красочную форму, тогда ребенок легче их воспринимает и старается больше комбинировать.
Эстетическое воспитание маленькой личности не может происходить в обстановке грязи, пыли и беспорядка. Именно поэтому в ребенке с самого детства необходимо закладывать любовь к порядку и опрятному внешнему виду. В этом вопросе большое значение имеет и культурный уровень родителей, который и формирует культурный уровень в семье, а также уровень эстетических запросов. Ребенок будет тянуться к хорошему, только если будет видеть такое же стремление со стороны родителей. Ведь в этом возрасте именно папа с мамой являются идеалами маленькой личности, которая хочет подражать им во всем.
Школьная программа уделяет очень много времени развитию способностей ребенка в точных науках. Для этого создаются спецклассы по математике, физике и т.д. Но с возрастом потребность в эстетической информации у ребенка возрастает все больше. Эта потребность и ее удовлетворение в конце концов и формирует творческий потенциал подростка, который в дальнейшем способен оказать огромное влияние на судьбу человека. Именно поэтому очень важно уделять как можно больше времени эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Для этого существуют музеи, библиотеки, различные выставочные центры, театры и кинотеатры.
Когда подросток входит во взрослую жизнь, ему приходиться сталкиваться с новым социумом. Одним из вариантов этого социума является работа. На каждом рабочем месте человек стремиться создать то, что нравиться людям. Особенно это касается людей творческих профессий. Но даже обыкновенный токарь может организовать свою работу так, чтобы окружающим было приятно на наго смотреть и любоваться результатами его труда.