Сущность воспитания
Сущность воспитания в том, чтобы научить ребенка отличать хорошее от плохого. Обучение и воспитание, а также проблемы с этим связанные, направлены на одну цель, эти процессы взаимодополняют друг друга. На деле трудно разделить воспитательное и обучающее воздействие на развитие человека (эмоции, характер, волю, мотивацию, интеллект, ценности и мировоззрение). «Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание» - так говорил Платон в 400-х годах до н.э. Но, не смотря на всё это у этих двух процессов есть свои особенности, разделив их можно понять их сущность. Общая педагогика строит теории и методики воспитания, педагогика уточняет методы, принципы, сущность и содержание воспитания.
Сущность воспитания на всем протяжение педагогической науки интересовало многих ученых и практиков. Педагогика, прежде всего, изучает именно воспитание. Обновление науки, её доктрины и обновляет содержание данного процесса. Единой формулировки понятия воспитания нет, процесс передачи знаний от поколения к поколению был задолго, до его изучения. Предмет воспитания все же определяют – человек, который испытывает определенное воздействие.
Если воспитатель намеренно стремится оказать воздействие на ученика и сделать его тем, кем он должен быть – это и будет сущностью воспитания. Это такой вид деятельности, который преобразует человека или группу людей. Воспитуемый в этом процессе претерпевает ряд изменений в личностном плане, изменяется психическое состояние, увеличивается объем знаний и способов деятельности, изменяется мировоззрение, ценностные ориентации и сознание. Специфика так же выражается в целях и позициях воспитателя по отношению к ученику. Воспитатель при этом должен учитывать природное, психологическое, социальное и генетическое единство ученика, возраст и условия жизнедеятельности.
Есть различные способы реализации воспитательного процесса, есть его разные уровни и множество целей. Можно привести пример, что человек сам может оказывать воспитательное влияние на самого себя, если сумеет управлять своим психологическим состоянием, активностью, деятельностью, поведением. Это будет являться самовоспитанием, и здесь человек сам выбирает себе цели и способы достижения сущности воспитания.
Цель, содержание, средства, методы, достигнутые материалы – это структура воспитательного процесса, которые взаимосвязаны между собой. Как можно увидеть, воспитание многофакторный процесс, и на него оказывает влияние окружающая среда, общество, ценности общества, семья, учебные заведения, различные общественные организации, СМИ, деятельность в профессии и жизни.
Обычно выделяют две основные группы факторов: объективные и субъективные факторы. Объективными считаются генетическая наследственность, состояние здоровья человека и культурная и социальная принадлежность семьи воспитуемого, и окружение ученика. Так же можно отнести такие факторы как обстоятельства биографии, традиции, социальный статус и профессиональную принадлежность, исторический этап развития страны.
А к субъективным факторам относятся: мировоззрение, внутренне потребности, психические особенности, ценности, интересы обоих субъектов воспитания. Система отношений с социумом и организация воспитательных воздействий.
Все эти цели, задачи, специфика воспитания возникли в процессе исторического становления педагогики и общества. Теперь можно определить и сущность воспитания. Целью является ожидание изменений в человеке, которые должны, получится благодаря специально направленным действиям и акциям. Цели обычно формируются в процессе воспитания, с точки зрения гуманистического отношения к ученику.