Воспитание молодежи
Воспитание молодежи — немаловажный фактор в развитии общества. Формирование личности проходит в результате воспитания молодежи. Этот процесс проходит как в учебном заведении, так и в семейном кругу и другом внешнем окружении молодого человека. В современной науке подробно изучен процесс обучения, но воспитанию молодежи уделяется крайне мало внимания. А между тем от воспитания в это период зависит дальнейшая степень психологического развития личности.
Отечественная концепция воспитания строится на таких понятиях как: взаимодействие, сотрудничество, ситуация развития. В литературе подчеркивается, что на становление личности оказывают воздействие не только образовательные учреждения и семья, но и средства массовой информации, общественные группы, искусство, спорт, общественная и экономическая обстановка в стране и многое другое. Все это делает процесс воспитания более многогранным, но в то же время вызывает определенные сложности, в силу того, что некоторые факторы не подаются корректировки в своем влиянии.
Сам процесс воспитания молодежи носит длительный и непрерывный характер и в перспективе должен перерастать в самовоспитание. Причем результаты воспитательного процесса могут быть различны как по своему характеру, так и по степени проявления, а также времени его формирования и раскрытия на практике.
Любой воспитательный процесс основывается на определенных принципах, которые не только задают направление всему процессу, но и определяют его сущность. Современная отечественная педагогическая наука сформировала ряд основных принципов, характерных для воспитания молодежи.
1.Сочетание воспитательного процесса с реальной жизнью. Т.е. Воспитание молодежи должно основываться на интересах общества, и носить направленность на создание нормальных условий действия личности в социуме. В частности в современной российской педагогике целью воспитательного процесса является формирование разносторонне развитой личности, с твердой жизненной позицией и профессиональном самоопределении. Это позволяет сформировать гармоничную личность, которая в полной мере социализирована и способна включаться сразу в общественную жизнь.
2.Комплексность и целостность всех элементов воспитания. Что включает систему разнообразных факторов, влияющих на воспитание молодежи.
3.Педагогическое руководство и самостоятельность молодежи. Личность может развиваться только на основе самостоятельного выполнения разного рода деятельности.
4.Гуманизм и уважительное отношение к личности, при этом и требовательность к ней. На основе данного принципа строятся отношения между педагогами и учащимися. При этом на педагогический коллектив ложиться задача по обеспечению нормального психологического фона в молодежном коллективе, но при этом должна проявляться высокая требовательность для реализации намеченных целей.
5.Опора на положительные качества в ребенке. Педагог должен выявить в характере ребенка положительные тенденции и направить их в нужное русло становления ребенка как личности. Акцент делается только на позитивное в поведении ребенка, эти черты должны всячески поддерживаться, что должно нейтрализовывать негативные моменты поведения подростка.
6.Осуществление воспитательного процесса в коллективе, а также через коллектив. Является одним из классических принципов отечественной педагогики. Но не только коллективистские отношения должны лежать в основе воспитательного процесса, здесь должно найтись место и выстраиванию межличностных отношений в молодежной среде. Существование в коллективе не должно быть главенствующим в поведении ребенка, здесь главное формирование навыков установления контактов и поддержание общественных отношений.
7.Учет возраста и других индивидуальных черт учащихся. Педагоги должны ориентироваться на специфику возраста и с учетом этого выбирать методы и средства воспитания молодежи.