Воспитание игрой
Воспитание игрой — один из самых приятных моментов в жизни детей. Детские игры проходят несколько ступеней в своем развитии, при этом для каждой ступени необходим свой метод управления. Первая ступень – это период игрушек. Основная её специфика заключается в одиночестве ребенка в игре, он крайне редко включает в игровой процесс других детей, и при этом не использует для игр чужих игрушек. Именно в этот период закладываются в ребенке личностные качества. Но в данный период ребенок не может найти общий язык с другими детьми, учитывать какие-то общие интересы, выстраивать свои отношения в команде. По этой причине нет необходимости навязывать ему компанию, подсовывать партнеров для игр. Напротив, это может только негативно сказаться на состоянии ребенка: он может начать нервничать, скандалить, истерить или проявлять агрессию. Не стоит бояться, что одиночная игра сформирует в ребенке качества эгоиста, напротив, чем лучше строится игра в одиночку, тем лучше он будет общаться в более взрослом возрасте. Одиночная игра развивает воображение, организаторские навыки.
Постепенно у ребенка интерес к одиночной игре ослабевает и его начинает тянуть к другим детям и групповым играм. На этом переходном этапе ребенок нуждается в некоторой помощи старших товарищей. Наиболее лучший вариант, когда среди детей есть один ребенок постарше, который сможет вовлечь всех в коллективную игру. Чаще всего такие игры носят подвижный характер. Таким образом происходит не только психологическое и личностное становление ребенка, но и его физических качеств.
Вторая ступень воспитания игрой отличается большей самостоятельностью детей, а также выходом за пределы родного дома. В частности, на эту стадию приходится и школьная пора, со всеми её положительными и сильными сторонами. У ребенка появляется новый круг общения, новые интересы и игровые предпочтения, формируются и новые привычки, привязанности, определенные ценностные установки. В это время в поведение ребенка могут вмешиваться и профессиональные педагоги – школьные учителя. Это стадия продолжается до одиннадцати-двенадцати лет, в данный период происходит осознание ребенком себя как члена общества, правда еще детского, со всеми его несовершенствами. Тем не менее, данная стадия крайне важна для осознания ребенком своего места в обществе, формирования первоначальных навыков существования в коллективе.
Школа является и переходом на третью ступень развития игры. В этот период ребенок является членом коллектива, при этом он уже осознает коллективный интерес и признает для себя действующие в нем порядок и дисциплину. Зачастую на этом этапе происходит осознание ребенком себя как личности. При этом процесс игрового познания мира сменяется осознанной социализацией индивида.
При этом необходимо помнить, что родительское влияние имеет на всех ступенях развития игры серьезное значение. Правда, от уровня к уровню оно различно. Например, на первой ступени родители являются, по сути, единственной направляющей силой для ребенка.
Для первой ступени центром игрового интереса является игрушка, а примером для подражания и руководящей силой – родители.
На второй ступени воспитания игрой – это также может быть игрушка, но ребенок вынужден решать с помощью нее определенного рода задачи. Причем происходит вливание в коллектив так как в одиночку поставленная цель достигнута быть не может. И родители здесь являются только вспомогательной силой, которая может направить и поддержать ребенка. При этом в ряде случаев окончательное решение уже остается за ребенком.
На третьей – дети уже играют материалом, формирующим его как личность, привлекающим к нормальной деятельности взрослого человека. Здесь игра фактически превращается во включение ребенка в жизнь взрослого общества. Происходит постижение принципов и порядков, действующих в ним, а также определение собственного места и положения. Воспитание игрой дает хорошие результаты.