Методики воспитания детей
Методики воспитания детей могут быть разные. Цель этих методик всегда одна – получение развитой детской личности, но вот пути достижения этой цели обычно отличаются. В настоящее время современная педагогика и психология пользуется следующими методиками: вальдорфская педагогика, методика Глена Домана, Марии Монтессори, Леонида Береславского. Мы предлагаем подробнее рассмотреть эти методики воспитания детей.
Вальдорфская педагогика нашла свое применение в детских садах. Ее главный постулат о том, что ребенка необходимо учить не словами, а своими действиями, очень хорошо подходит для дошкольных воспитательных учреждений. Дело в том, что ребенок до 7 лет обучается, подражая взрослым. Это могут быть родители, воспитатели, просто проходящие мимо люди. Именно подражая, ребенок получает свои первые навыки. Если родители будут воспитывать ребенка согласно этой методики, то им необходимо самим все делать правильно, иначе ребенок будет видеть плохой пример для подражания. В детских садах воспитатели предоставляют детям право выбора. Вариантов два: играть с детьми или помогать воспитателям шить кукол, рукодельничать и т.д. Ребенок, согласившийся помогать, прекрасно развивает свою мелкую моторику. Сторонники данной методики выступают против умственных перегрузок детей в возрасте до 7 лет. Они считают, что при этом у детей нарушается сон и они становятся более беспокойными.
Методики воспитания детей по Глену Доману и Леониду Береславскому очень сходны. Леонид Береславский, профессор, доктор философии, член Международной Ассоциации педагогов при ООН, считает, что с детьми необходимо заниматься как можно раньше. По его мнению нельзя упускать время. То, что ребенку легко дается в раннем детстве, иногда вызывает проблемы у 10-летнего ребенка. Леонид Береславский рекомендует начинать с 1,5 лет развитием мелкой моторики пальцев, упражнениями на внимание, учить различать основные цвета, развивать зрительную память и понятие признака. В три года Береславский предлагает развивать логику, изучать геометрические фигуры, проводить операции с ними, расширять пространственные представления.
Глен Доман, американский врач и педагог, считает, что мозг младенца изначально готов к обучению. Его развитие зависит только от интенсивной работы, а работает он в максимальном режиме только тогда, когда с малышом занимаются. Врач считает, что обучение ребенка до 7 лет наиболее эффективно, пока идет рост мозга. Т.е. раннее начало приносит наибольший урожай. По мнению Домана младенец очень быстро воспринимает информацию, и небольшая скорость занятий ему только вредит. Ребенку просто становится скучно. При этом врачи и педагог рекомендует не проверять знания малыша в конце занятия и заканчивать его прежде, чем ребенку оно надоест.
Основа его методики воспитания детей – карточки со словами. По мнению Домана ребенку намного проще запоминать целые слова, а не отдельные буквы. При этом малышу показывают пять карточек со словами в течение 5 секунд. После этого ребенка обнимают и хвалят. Такие кратковременные занятия происходят несколько раз в день без нажима со стороны взрослых. При этом мозг малыша воспринимает большой объем информации, формируются навыки быстрого чтения и тяга к знанию.
Мария Монтессори, итальянский педагог, предлагает ребенка сначала учить писать. Она заявляет, что ребенку намного проще написать свою мысль, чем разбираться в написанных мыслях другого человека. Приоритетом данной методики воспитания детей является развитие трудовых навыков. Занятия стоит начинать с простейших домашних дел: поливки цветов, подметания, вытирания пыли, мытья посуды и т.д. Точные науки, например математику, дети изучают с помощью абстрактного и сенсорного восприятия. Неоспоримым положительным фактором в методике Монтессори является то, что дети каждый день учатся уважать других.