Умственное воспитание детей
Умственное воспитание детей очень сильно зависит от возраста ребенка. В возрасте 5-7 лет малыш уже сам может определить круг своих интересов, который заключается в чтении, слушании классической музыки, раскладывании пазлов и т.д. Для детей до года в этом случае проводятся специальные занятия. На них мама, ребенок и учитель стараются найти общий язык и принести в жизнь ребенка что-то новое.
Эти занятия обязательно проводятся в игровой форме. Именно игра – наиболее доступный способ получения информации для ребенка этого возраста. Для очень маленьких детей характерно нее понимание информации, а ее заучивание и копирование. Они еще не могут анализировать происходящее вокруг себя, а способны только его повторять. При этом полученная информация возводится в ранг приобретенного рефлекса, оставляя очень серьезный след на дальнейшем воспитании ребенка. Вот почему очень важно правильное умственное воспитание ребенка до года.
Данные занятия проводятся, начиная с 2,5-3 месяцев. Их желательно проводить с детьми в начале отрезка бодрствования. Хорошо бы к этому времени понимать и сформировать график сна и бодрствования ребенка, что и позволит вам выбрать оптимальное время для занятий. В детских садиках более плодотворно происходит обучения на втором и третьем отрезке бодрствования.
Лучше всего в процессе занятия решать несколько воспитательных задач. Это поможет ребенку не зацикливаться, и при этом он будет меньше уставать. При этом желательно создать условия ребенку, чтобы он мог следить за перемещением предметов не только в положении лежа, но и сидя на руках у взрослых.
Умственное воспитание ребенка к четырем месяцам, кроме слуховых ориентировочных реакций, можно дополнить и двигательным компонентом. Для этого понадобится звонкая погремушка. Слыша ее звук с разных сторон, ребенок должен стараться не только повернуть голову или туловище, но и постараться перевернуться на животик. При этом он должен отыскать глазами погремушку или взрослого, который говорит. Для укрепления зрительно-слуховых связей необходимо разговаривать с повернувшимся ребенком, показывать ему игрушки, в общем всячески добиваться его ответной реакции.
Данное упражнение с течением времени можно усложнить, увеличив расстояние между взрослым и ребенком. При этом необходимо использовать игрушку. После того, как ребенок нашел игрушку взглядом, ее нужно поднести к ребенку поближе и дать ему в руки. Пусть он рассмотрит то, что его заинтересовало.
Умственное воспитание ребенка к пяти месяцам приводит к тому, что он начинает явно различать маму, ближайших родственников и чужих людей. При этом он отдает явное предпочтение первым. Чужие люди возбуждают у него познавательный осторожный интерес, который иногда заканчивается плачем в полный голос. Положительные или отрицательные эмоции ребенка на чужого человека зависят в большинстве случаев только от самого взрослого. Мама и близкие обычно разговаривают с малышом ласковым тихим голосом, что вызывает только улыбку и радостные звуки. Повышения интонации немного пугает ребенка, он начинает прислушиваться, замедляя свои движения.
Общение с ребенком – очень важный процесс. Только при этом условии к 4-5 месяцам у малыша возникает желание обратить на себя внимание своими звуками. Важно, чтобы близкие всячески этому способствовали, только тогда у ребенка появляется заинтересованность, и он с удовольствием развивает свою речь. Для этого можно проводить специальные занятия в группах по 2-3 ребенка или индивидуально. Длительность занятий составляет от 3 до 6 минут в зависимости от тембра голоса преподавателя. Важным фактором при таких занятиях является тишина, не позволяющая малышу отвлекаться на посторонние звуки.
Умственное воспитание ребенка не возможно без развития голосовых реакций. При занятиях важно, чтобы ребенок видел губы преподавателя. Медленно произнося простые гласные звуки (для детей до 5 месяцев) и слоги (для детей старше 5 месяцев), воспитатель обязан сделать паузу. Она будет являться приглашением ребенка в разговор. Слоги могут быть следующие - «ма-ма-ма-ма» или «ба-ба-ба-ба» и т.д. После этого хорошо бы закрепить успех показом игрушек с речевым сопровождением или прослушиванием любого музыкального инструмента. В этом случае ребенок так же нуждается в паузе для возможности начать общение.
Произнесенный ребенком звук обязательно требует повторения взрослым. Это наиболее быстрый способ установления контакта. За вами начинает повторять и сам малыш, что является хорошим закреплением пройденного материала. Некоторые дети разговаривают, а потом специально замолкают, чтобы послушать свои же звуки.