Формы воспитания детей
Формы воспитания детей некоторые педагоги путают с методами их воспитания. Это не совсем правильное и зауженное понимание сути вопроса. Форма – это то, во что обличено то или иное явление или действие. Наши глаза способны увидеть форму, что помогает нам оценить суть происходящего. Именно форма воспитательного процесса должна быть доступна, раскрывая в полной мере суть вопроса.
От формы воспитания детей зависит конечный достигнутый результат. Именно форма наряду с доступностью должна носить максимально привлекательный для ребенка характер. Заинтересовав ребенка, вы позволите ему сконцентрировать все внимание на вашем общении и не отвлекаться на посторонние занятия. А концентрация внимания является одним из ключевых условий достижения положительного результата. А положительный результат – непременное условие дальнейшего увлечения ребенка данной проблемой. Развивая мелкую моторку детей, вы даете ему достаточно мелкий конструктор. Если у ребенка получается делать из конструктора интересные вещи, то вы его просто от конструктора не оттяните. В результате вы получите духовное удовлетворение малыша на фоне самостоятельного развития мелкой моторики, т.е. результат достигнут просто и при всеобщем удовольствии.
Форма помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая этим индивидуальность каждого ребенка или группы детей. Дети обычно всячески хотят подчеркнуть свою автономию и самодостаточность. При этом форма находится исходя из анализа пристрастий детей, иногда это происходит при их непосредственном участии. Поиск формы воспитания детей обязательно содержит три условия.
По своей сути восприятия мира дети делятся на визуалов, аудиалов и кинестетики. Визуалы любят смотреть, аудиалы – слушать, а кинестетики – это дети движения. Им обязательно нужен процесс, в котором они будут непосредственно участвовать и получать при этом удовольствие. Первое условие при выборе формы основано на том, что все дети должны получать удовольствие от процесса. Элементарным примером первого условия может служить новогоднее театрализованное представление. Некоторые дети внимательно слушают сказочную историю, другие внимательно рассматривают костюмы, а третьи только и ждут приглашения на сцену для помощи какому-нибудь сказочному герою. В результате все группы детей получили свою «конфетку» и остались довольны.
Второе условие говорит о том, что формы воспитания детей должны со временем изменяться. Это изменение не должно быть резким, чтобы дети не растерялись от неизвестной им новой формы. Достаточно плавная, поэтапная замена некоторых деталей позволит вам со временем полностью поменять форму воспитания. Однако жизнь иногда диктует свои законы. Очень часто в процессе изменений форма начиняет терять свою изюминку, так сказать «саму соль вопроса». В этом случает жизненная практика через определенное количество изменений все равно возвращается к первоначальному варианту, хотя и слегка измененному. Ярким тому примером может служить школьный последний звонок. С течением времени он из последнего звонка на последний школьный урок постепенно трансформировался чуть ли не в эстрадное шоу, однако последнее время последний звонок снова приобретает свой прямой смысл и зовет детей на последний школьный урок. На этом уроке дети обсуждают совместные школьные годы и перспективы на будущее. Такая динамика развития формы лишний раз подчеркивает, что идеала не бывает, но к нему необходимо стремиться.
Третье условие говорит, что формы воспитания детей не бывают универсальными. В большинстве случаев они разрабатываются под конкретную ситуацию. Сохраняя основную идею, педагоги и воспитатели каждый раз изменяют форму в зависимости от обстоятельств. В качестве примера можно провести проведение праздника Нептуна в пионерском лагере. Наличие открытого водоема предполагает один сценарий, искусственного бассейна – другой, а участие в празднике детей с ограниченными физическими возможностями – третий.
В конечном итоге можно сделать вывод, что выбор формы воспитания зависит только от профессиональных качеств педагогов, воспитателей и родителей. Именно они должны учитывать все варианты для достижения максимально положительного результата.