Дошкольное музыкальное воспитание
Дошкольное музыкальное воспитание дает следующий результат- приобщая ребенка к музыке, Вы даете ему возможность очутится в мире радостных и волнующих переживаний, открывая тем самым путь к эстетическому освоению жизни в тех пределах, которые допустимы для его возраста. Для того, чтобы этот мир стал доступным для ребенка, необходимо развивать в нем способности, которые позволят проявить его таланты в музыкальной сфере. Начиная дошкольное музыкальное воспитание, в первую очередь необходимо воспитать у ребенка эмоциональную отзывчивость, а также музыкальный слух – компоненты, которые считаются наиболее важными в определении музыкальности. Не присвоив ребенку эти два составляющих, невозможно будет приобщить ребенка к музыкальному миру, точно так же, как практически невозможно цельное развитие личности.
Эмоциональная отзывчивость со стороны ребенка на прослушанную музыку – главный показатель его музыкальности, что стоит учесть проводя дошкольное музыкальное воспитание. Самые простые способности ребенка в этой области – основа дл развития более сложных показателей, таких как чувство ритма и ладовысотный слух. Эти способности могут проявиться у ребенка при слуховом восприятии музыки, а также в ее исполнении и творчестве.
Если вы хотите начать дошкольное музыкальное воспитание, учтите, что вопрос взаимосвязи между музыкой (как объектом) и ребенком (как субъектом) достаточно противоречивый и сложный, так как музыка имеет свойство воздействовать как единое целое. Если изменить звучание, то это может вызвать новые переживания у того, кто ее слушает. Переживание создается в зависимости от того, какие музыкальные образы воспринимаются, а образы в свою очередь выражаются своеобразными сочетаниями средств, обеспечивающих выразительность. Некоторые из них доминируют, так как выражены намного ярче. Но воздействие всегда происходит в комплексе, который может состоять из различных сочетаний.
Если бы имелась возможность точной словесной передачи всего содержимого музыки, и объяснить значение каждого звука, то, наверное, не было бы необходимости в музыке по сути и не нужно было бы дошкольное музыкальное воспитание. Именно в этом специфика музыки – она представляет собой особый язык музыкальных образов, но они не передают точных понятий и причин, а также следствий возникновения какого-то определенного явления. Иногда чувства и переживания, которые порождает музыка, невозможно описать словами или передать их полный смысл.
Возможно, содержимое музыки, его идея вполне понятны и объяснимы, но так как музыкальное содержание раскрывается при помощи специфических музыкальных средств, которые учит понимать дошкольное музыкальное воспитание. (гармония, мелодия, темп, ритм, лад и др.), то для его полного и правильного понимания необходимо иметь представление о том, что такое выразительность значения этих средств. То есть, чтобы понимать музыкальное произведение, нужно осознать его основную идею, настроение и даже характер, которые передаются специфическими средствами выразительности, присущими только музыке. Этому учит дошкольное музыкальное воспитание.
Чтобы развить у ребенка эстетическое восприятие музыки, начиная дошкольное музыкальное воспитание, необходимо придерживаться определенной последовательности и даже системы, выполняя дошкольное музыкальное воспитание. Что касается детей дошкольного возраста, то восприятие музыки в таком возрасте возможно путем правильного подбора музыкальных произведений. Эти произведения способны заложить в ребенке основы культуры слушания, умение выслушивать до конца, запоминать и в дальнейшем узнавать его, следить за развитием музыкального сюжета, различать характер и основную идею, выделять самые яркие средства выразительности в данном произведении.
К особенностям музыкально-игрового образа можно отнести его синтетичность. Дети склонны применять целые комплексы художественных средств, включающие не только музыку, но и литературу, хореографию и другие области. Внимание прилечь может литературный сюжет или определенные черты, присущие тому или иному персонажу. При практических попытках воплотить подобные замыслы было выявлено, что дети умеют чувствовать выразительность, выраженную посредством музыки. Если же нарушить взаимосвязи между музыкой и определенными движениями, то это может вызвать у детей неудовлетворенность. Это оттачивает дошкольное музыкальное воспитание.
Жизнь современного человека основана на творческом начале. А искусство в целом и музыка в частности имеют большие возможности для творческого развития детей. Поэтому дошкольное музыкальное воспитание играет важную роль для ребенка.
Дошкольное музыкальное воспитание детей начинается с того, что приобретается первоначальный опыт – слушание музыки, а также попытки ее сочинения. Творческая способность сегодня получила более емкое понятие – способности к самовыражению. Это способность относится к врожденным, хотя может быть в дальнейшем значительно развита. Творчество как процесс открывает перед детьми определенную степень свободы, жажду к открытиям и приключениям, к оригинальным способам выражения, поэтому так важно дошкольное музыкальное воспитание. Музыкальная деятельность ребенка также может быть творческой, если принимать в ней активное участие – сочинять ритмы или интерпретировать, писать музыку или слова к песням. Любую деятельность можно отнести к творческой, если в результате производится что-то, чего ранее не было для ребенка или группы детей, или же если посредством такой деятельности устанавливаются новые взаимоотношения в узе знакомой «сфере», как это делает дошкольное музыкальное воспитание.
Детское творчество относится к самостоятельной деятельности художественного плана. Как считает П.П. Блонский, под эстетическим воспитание понимается либо формирование определенного творчества, либо же развитие восприятия художественного вкуса. По его словам под эстетическим воспитанием понимается в первую очередь развитие эстетического творчества. «… каждый ребенок потенциально способен творить ценности, в том числе и эстетические. Каждый ребенок стоит домики или рисует , лепит или проявляет свое творчество иными путями, многие дети проявляют сильнейшую тягу к песням, хороводам и танцам…», считает он, говоря о том каким должно быть дошкольное музыкальное воспитание.