Духовное воспитание школьников
Духовное воспитание школьников - вопрос непростой. Вторая половина 19 – начало 20 веков – период, который характеризуется в отечественной педагогике рассмотрением достаточно широкого круга вопросов относительно теории и практики в воспитании и обучении. Особую актуальность в этот период обрела такая проблема как духовное воспитание школьника и становление личности школьников. Этой темой интересовались преимущественное большинство педагогов в те времена, среди них были также С.А.Рачинский, К.Н.Вентцель, Л.Н.Толстой и многие другие. Каждый из них по-разному, в зависимости от собственного мировоззрения, трактовал и само понятие духовности, и пути его достижения, как основной цели духовного воспитания. Существенный вклад в данную тематику, а именно в такой вопрос как духовное воспитание школьников, внес П.Ф.Каптерев.
Преимущественное большинство педагогов и философов того периода останавливались на идее, что духовное воспитание школьников должно строиться на основах православной нравственности, которая присуща русскому народу и подразумевает под духовным становлением религиозное наполнение воспитанника (его сердца и ума). П.Ф. Каптерев, в отличие от них, отошел от того, чтобы сводить духовность к религиозности и нравственности. Он намного расширил ее. Актуальность его взглядов было еще и в том, что сам он воспитывался в религиозно-духовной обстановке, что позволило вывести новый взгляд на духовное воспитание школьников.
По его мнению, в ребенке физические и духовные способности имеют неразрывную связь и возможность совершенствования. И для этого необходимо постоянное применение специальных упражнений на духовное воспитание школьников, которые и составляют основу процесса, который осуществляется непосредственно педагогом или учителем. Роль учителя в данном случае сложно переоценить, он всегда является первым примером для всех своих учеников. И если учитель отличается такими качествами, как леность, безволие, отсутствие моральных и нравственных качеств, то это соответствующим образом влияет и на его воспитанников и духовное воспитание школьников. Такой учитель не способен воспитать личность духовную. При этом, прекрасно понимая, что далеко не каждый учитель обладает полным набором необходимых качеств, П.Ф. Каптерев указывал, что всем и каждому необходимо стремиться к самосовершенствованию.
Данный круг вопросов о том каким должно быть духовное воспитание школьников, не может остаться за «кругом обязанностей» средней школы. Ведь то количество духовности, которое отпущено так называемым «аристократам ума» наряду с остальной массой людей, не является достаточным. Именно поэтому П.Ф. Каптеревым были сформулированы требования, касающиеся к учителям в школах (причем учителям всякого рода) – необходимо обращать особое внимание на проявление талантов в среде учеников, отмечать учеников, чьи способности выше среднего уровня и «нагружать» их упражнениями, применительно к их проявленным способностям. Иначе, как он отмечал, «без особых усилий и упражнений таланты имеют свойство блекнуть, слабеет ,что естественно, приводит к их исчезновению». Выполняя духовное воспитание школьников, учитель обязан подсказать способному ученику возможности и способы для дальнейшего самосовершенствования, оказывать ему помощь при возникновении затруднений, подсказать в каких книгах или пособиях он может почерпнуть еще больше информации, помогать в разрешении сложных вопросов и проблем. Основная забота учителя, который осуществляет духовное воспитание школьников – найти талант среди множества своих учеников.
Наличие таланта не сможет дать покой и самому его «носителю» - ученику. Жажда к большей степени познавания проявляется у него посредством стремлений к самообучению и саморазвитию, чего добивается духовное воспитание школьников. Как писал Каптерев, «все существо талантливого ученика всегда готово к самообразованию – будь то посредством книг, общения с товарищами, или каких-либо определенных наблюдений. И в этой сфере он познает гораздо больше, чем на уроках, которые для него просто стают обязательной повинностью, в то время как самообразование приносит истинное удовольствие». Для того, чтобы суметь удовлетворять подобные запросы, которые ставит духовное воспитание школьников, сегодняшним школам необходимо меняться, при этом отказываясь от «шаблонов» в определении духовного развития, от устарелых методик и программ. «Школа – это нечто иное, чем непосредственное применение начал самовоспитания».