Духовное воспитание учащихся
Духовное воспитание учащихся играет основополагающую роль в формировании характера человека. Для того, чтобы выявить уровень развития духовно - нравственных качеств у школьников младшего возраста следует вначале определить категориальную структуру нравственности.
По этой причине, начиная духовное воспитание учащихся, следует дать ответ на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базисными? У Платона, Аристотеля находим последующие категории: добро, зло, мудрость, мужество, справедливость, счастье, в Средневековье появляется такое понятие как «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг», «вина» . Так было выделено десять категорий.
После этого попросили школьников объяснить, как они понимают данные слова. В числе опрошенных было 24 первоклассника, опрос проводился с каждым лично, как того требует правильное духовное воспитание учащихся.
Объяснить все понятия смогли лишь восемь человек, полностью отказались делать это три человека. Младшим школьникам, с которыми проводилось духовное воспитание учащихся, легче всего было объяснить, что являет собой «добро», «дружба», «зло», «долг», чуть сложнее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл «дружбы», школьники говорили, что это «люди дружат между собой». Довольно редко в ответах звучали точные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают, понимают друг друга, способны помочь, когда не ругаются и играют совместно». Но в преобладающем большинстве случаев ученики давали лишь эмоциональную оценку: «хорошо», « весело».
Духовное воспитание учащихся учит давать определения и негативу. Толкование зла школьниками. Все ответы можно разделить на три группы. Первая, связана с воздействием - «когда бьют», «убивают», «когда человек делает что- либо плохое», «когда дерутся». Следующая группа ответов связана с характеристикой человека («это злой человек») либо же себя («это я, когда плохой»). Последняя группа снова представляет лишь эмоциональную оценку: «это плохо», что указывает на недостаточное духовное воспитание учащихся.
Толкование добра школьниками, с которыми проводилось духовное воспитание учащихся - «когда делают хорошие дела», «когда уступаешь», «всем помогаешь», «когда не дерутся», «защищаешь», «когда ты добрый». При этом были выявлены значимые различия в ответах, которые дали девочки и мальчики. Для девочек данное понятие связано первоочередно с помощью («это когда помогают», «это когда человек желает помочь в беде»), для мальчиков - с отсутствием конфликтов («никого не обижают», «это когда не дерутся»). Часть учеников, с которыми было проведено духовное воспитание учащихся, включили данное понятие в дихотомию: «добро - когда отсутствует зло». Ответов, связанных лишь с эмоциональной оценкой, не наблюдалось вовсе.
В нынешнее время высоко ценится образование, в том числе и духовное воспитание учащихся и множество людей стремится получить его. Ныне в школах, колледжах и т.п. даются множественные знания в сферах техники, науки, культуры. Но при этом люди не испытывает внутреннего мира и счастья. Образование современности предоставляет возможность стать значимым в глазах социума, заработать материальные средства к существованию. Но образование не учит человека, избавляться от пагубных наклонностей и привычек, не даёт знания о том, как следует строить гармоничные взаимоотношения.
Сейчас как никогда важно понять роль образования в изменении планеты через общепринятые ценности, через духовное воспитание учащихся.
Реализация ценностей образования выступает основополагающей в воссоздании мира, поднятии духовности, возрождения былой нравственности. Образование охватывает всех, есть масса образованных людей, но при этом нарушено духовное равновесие, не смотря на то, что в мире масса знаний, образование не всегда обладает истинной целью.