Экологическое воспитание дошкольника
Экологическое воспитание дошкольника предполагает:
- воспитание гуманного, аккуратного отношения к природе и всему живому (нравственное воспитание);
- ознакомление с системой экологических знаний, представлений, норм (интеллектуальное развитие);
- формирование эстетических чувств (умение прочувствовать красоту природы, желание сберечь ее);
- участие детей в уходе за растениями и животными, охрана и защита окружающего.
Экологическое воспитание дошкольника в первую очередь следует рассматривать, в качестве нравственного воспитания, поскольку в основе отношения к окружающему миру должны лежать лишь гуманные чувства, осознание важности абсолютно любого проявления жизни, стремление защитить и сохранить природу и т.п.
Осознанное и гуманное отношения к природе проявляется последующим образом:
- признание потребности в бережном и трепетном отношения к природе, которое основано на эстетическом и практическом значении природы в жизни человека;
- освоение норм поведения на природе, соблюдении данных норм в практической деятельности, в быту;
- проявление бережного отношения к объектам природы, умение ценить действия других людей по отношению к природе.
Развивая гуманное отношение к природе, экологическое воспитание дошкольника рекомендует помнить о следующем: главное, чтобы ребенок обязательно понял, что люди и природа взаимосвязаны, по этой причине забота о природе является заботой о людях, о будущем, а все, что наносит вред природе, наносит вред следовательно и людям, действия в результате которых нарушается общий для нас Дом, попросту безнравственны.
Как грамотно сформировать гуманное отношение к природе? Учитывая особенности дошкольников, к которым можно отнести впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, посредством сострадания, сопереживания, которые помогают посмотреть на жизнь других изнутри, прочувствовать чужие страдания как свои собственные. Чувство сострадания определяет истинное отношение ребенка к природе, которое должно выражаться в полной готовности проявить инициативу, позаботиться о тех, кому это требуется, защитить обиженных, оказать помощь попавшим в неприятную ситуацию (подразумеваются животные, растения и т.п.) активная позиция, в преобладающем большинстве случаев, способствует развитию умений и навыков по уходу за растениями, животными, зимующими птичками и т.п. за исключением этого, умение сочувствовать плавно вырабатывает эмоциональное табу на действия, которые причиняют страдание всему живому.
Чрезвычайно важно показать всем детям в экологическом воспитании дошкольника, что по отношению к природе они занимают позицию сильной стороны и по этой причине должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней, а также замечать действия других людей, давать им соответствующую оценку и по мере собственных сил и возможностей противостоять антигуманным действиям.
Следует обязательно помнить о том, что небрежное, а в некоторых случаях и жестокое отношение маленьких детей к природе объясняется банальным отсутствием у них важных знаний. Вот по этой простой причине так важно воспитание сопереживания, которое происходит наряду с формированием системы доступных экологических знаний, включающих:
- осознание того, что все растения и животные являются уникальными и неповторимыми существами, ознакомление с их потребностями и результативными методами удовлетворения данных потребностей;
- осознание связи между живыми существами и средой обитания.
- понимание того, что все существа взаимосвязаны посредством сложной системы связей и в одночасье каждое из живых существ имеет собственную экологическую нишу, и все могут при этом мирно сосуществовать. Экологическое воспитание дошкольника очень значимо, поэтому ему стоит уделить немало внимания.