Эстетическое воспитание учащихся
Эстетическое воспитание учащихся - процесс сложный, трудоемкий, но необходимый. Высшие учебные заведения в современном мире являются неотъемлемым элементом социального общества, они имеют четкую ориентацию на становление духовного облика его членов, которые способны не только развивать выбранную сферу общественной деятельности, но и взять на себя ответственность руководить прогрессом в обществе.
Вузы сегодня подготавливают специалистов в различных направлениях, тем самым обеспечивая развитие и полноценное функционирование науки, экономики, искусства, техники, а также осуществляя эстетическое воспитание учащихся.
Вузовская подготовка – сложный комплекс условий, которые необходимы для развития гармоничной и целостной личности через эстетическое воспитание учащихся.
Формирование личности происходит под влиянием множества различных факторов, носящих как субъективный, так и объективный характер, а также общественных и природных, независимых и зависящих от сознания людей, внешних и внутренних, стихийных или действующих по определенной «схеме».
Л.С. Выготский дал следующее определение личности – это целостная психическая система, выполняющая четко определенные функции. Вместе с тем, А.Н. Леонтьев определяет личность представляет не только «момент деятельности, но и ее результат», а личностью нельзя родиться, ею можно стать.
Каждая личность способна воспринимать себя целостно, осознавая собственное «Я» в мире. Творческий путь студентов начинается с индивидуального сознания и создания так называемой «Я-концепции». После уже можно начинать эстетическое воспитание учащихся.
В процессе образования эта концепция происходит посредством самовыражения каждой отдельно взятой личности и полного раскрытия его творческого потенциала.
Студенческая молодежь нового поколения имеет собственные, принципиально новые личностные качества, ценностные установки и жизненные приоритеты, поэтому эстетическое воспитание учащихся должно быть адаптировано.
Современная цивилизация оказывает существенное влияние на молодежь, которая начинает самостоятельный жизненный путь, и предлагает ему возможности для реализации творческого потенциала в рыночной атмосфере, в конкурентной борьбе, в вопросах преодоления традиционной культуры, создании или модернизации техники и производства. В современном мире кумирами являются «человек-миллионер», «человек-робот», «человек-господин», а это свидетельствует о том, что происходит процесс дегуманизации общества, которая характеризуется искажением нормальных человеческих стремлений и чувств. Примеров этому предостаточно – телевидение, газеты, литература, кино и т.д. Эстетическое воспитание учащихся призвано это исправить.
Перед современным человеком стоит достаточно трудный выбор – принять современную идеологию общества и при этом остаться «духовно никем» (по определению философа И.А. Ильина), или же прислушиваться к мнениям художников, философов, писателей и других представителей творческой элиты и пройти полный «курс» духовного развития.
Первый путь считается общепризнанным и наиболее легким, его выбирают множество людей сегодня. Этот путь позволяет человеку чувствовать себя более приобщенным к современной жизни, считать себя одним из большинства единомышленников. Такие люди зачастую испытывают полное равнодушие к проблемам, которые лежат вне его частной зоны, его личных интересов. Основу его жизни и культурных ценностей составляют не критерии духовности и эстетическое воспитание учащихся, а естественные инстинкты.
Самосохранение, материальное благосостояние, частная собственность – вот проявления этих естественных инстинктов человека, относящего себя к общей массе. Эстетическое воспитание учащихся призвано изменить ситуацию.
На основе этого возникает вопрос – был ли смысл в многовековом приложении стол великих усилий со стороны человечества в стремлении к социальному прогрессу, чтобы на сегодня результат оказался столь примитивным? Для чего нужно эстетическое воспитание учащихся? Но человеческий дух продолжает свое развитие, даже без «нас» - людей, относящихся к массе. Он найдет свое развитие в другой форме и в другое время, но свою основную цель – создание новых культурных ценностей, он совершит.
Именно поэтому, к числу основных задач образования сегодня является «переведение человека в мир культуры из того мира повседневности, в которой он находится» (по утверждению ученого и философа Л.Ю. Писарчика), роль же вузов в данной ситуации достаточно велика, ее переоценить трудно. Они должны взять на себя эстетическое воспитание учащихся.