Эстетическое воспитание в школе
Эстетическое воспитание в школе играет важную роль в будущем ребенка. Понятие слова эстетика пошло от греческого aisthetikos, что в переводе обозначает чувственно воспринимаемый. Эстетика это наука о прекрасном, чувственном познании создающая и постигающая все самое прекрасное выраженное образами искусства. Эстетика имеет практическое значение для искусства и искусства мышления. Так трактовал понятие эстетика А.Г. Баумгартен. Это великий немецкий философ. В 1735 году Александр Готлиб Баумгартен вводит термин «эстетика» в научную сферу. Однако это не говорит о том, что эстетика зародилась в то время. Уже в Древней Греции обозначились основные направления Эстетики. В Греции философское осмысление искусства достигало большого уровня зрелости. Эстетика ведет свое начало от времен Гераклита, где прослеживается выраженная материалистическая линия и Платона где эстетика – идеалистическая.
«Эстетика» Аристотеля считается вершиной эстетической мысли древних времен. Искусство преподносится как подражание природе. Уже тогда наряду с эстетикой как философией зарождалось школьное воспитание эстетике. В Афинской школе основной была идея «гармонического развития личности». Стремиться к достижению идеала был вправе лишь обеспеченный и свободный житель Афин. Эстетическое воспитание давалось в мусических школах. Там преподавали музыку и литературу с элементами научных познаний. В гимнасиях – более высоких общественных учреждениях можно было услышать лекции популярных философов или политиков. Сам Сократ выступал в Ликее, одной из таких гимнасий. Сейчас в России переживают свое второе рождения названия учебных заведений Афин, правда, они несколько видоизменены.
Во времена Августина, Фомы Аквинского – средневековая эстетика полностью восприняла наследие античного идеализма, но переработала его в христианский спиритуализм. Эстетика этих времен отстаивала идею божественного появления и происхождения красоты заложенной в искусстве. Эстетическое познание и воспитание той поры носили доминирующий церковно-схоластический характер. Термин "схоластика" происходит от латинского слова Scola, что естественно в переводе звучит как школа. Схоластика вырабатывала культурные ценности человека, опираясь на христианское богословие. Средневековье подарило всему человечеству таких гениев мысли и творчества как Микеланджело, Шекспир, Рафаэль, Андрей Рублев.
Любая социально-педагогическая система воспитания прекрасного складывается из единения двух структур. Первая структура – содержательная. Она дает представление об главных целях системы, методологические подходы к определению содержания, методам и формам ее реализации. В данной структуре существует два параметра. Один из них формулирует и определяет набор основных содержательных задач. Это развитие психологической и физиологической основы эстетического содержания культуры. Развивает культуру восприятия и оценки художественных и эстетических явлений с основной позиции единства содержания и формы, воспитывает художественный вкус и формирует особый тип художественного мышления образами. Развивает эмоциональную область личности человека - обогащает процесс духовной жизни, закладывает духовные потребности и обеспечивает глубокое эстетическое восприятие.
Через педагогический процесс осуществляется участие школьника в эстетических и нравственных отношениях. Это достигается специально организованной деятельностью в школе и отношением в основе которых заложено общественное отношение. Достигается этот результат путем вовлечения ребенка в деятельность классного и школьного коллектива. Происходит процесс самоуправления и необходимого соревнования. Ребенок занимается производительным полезным трудом в художественном эстетическом творчестве.
Эстетическое воспитание в школе для развития гармоничного человека очень важно. Оно формирует эстетические ценности, развивает и образовывает. Под понятием эстетического формирования человека подразумевается развитие органов чувств и творческой части души, способностей, заложенных природой в каждого человека. Ребенок учится наслаждаться красивыми вещами и создавать их.
Ведь именно красота имеет огромную притягательность для человечества, и именно она является стимулятором деятельности человека, влияет на образ его мыслей и поведение.
Художественное воспитание в школе имеет огромную ценность и значение в эстетическом воспитании. Эстетическое развитие направленно на формирование в ребенке сущностных высших сил, обеспечивая и формируя эмоциональное переживание, творческое воображение. Эстетическое развитие закладывает духовные потребности ребенка. Такое воспитание школьников учит детей любить, понимать, чувствовать, созерцать, оценивать искусство, наслаждаться им и самому создавать художественные ценности.