Формы организации воспитания
Формы организации воспитания должны знать все родители и педагоги. Процесс воспитания, такой многогранный и сложный, может осуществляться с помощью разнообразных форм. Все формы организации воспитания отличаются динамичностью и подвижностью. Их выбор будет зависеть от мастерства воспитателей, возраста учащихся, содержания воспитательной работы, особенностей класса, а также от некоторых других условий, в которых процесс воспитания и протекает.
Формы организации воспитания – понятие весьма емкое и широкое. Применяют формы организации воспитания для обозначения процессов, которые связаны непосредственно с организацией всей воспитательной деятельности. Если мы будет рассматривать их в общем виде, то формы организации воспитания отличным образом отражают отношения как в детском коллективе, так и взаимоотношения между воспитанниками и воспитателями. Поэтому процесс воспитания может принимать определенные организационные формы в зависимости от того, как эти отношения складываются. Само же понятие «форма» организации воспитания означает «способ существования, способ организации, а также выражения явления, процесса, предмета». Можно сказать, что форма организации воспитания – некий способ организации воспитательного процесс, который наиболее точно отражает внутреннюю связь элементов данного процесса, а также характеризует взаимоотношения воспитанников и воспитателей.
Употребляться понятие формы организации воспитания может как в узком, так и в широком смысле. Поэтому это должно быть учтено и в классификации форм организации воспитания. Если рассматривать данное понятие (формы организации воспитания) в широком смысле, то формы организации воспитания характеризуют вовсе не отдельные мероприятия воспитательного характера, а саму организацию воспитания в целом. В этом случае вполне правомерно говорить о внешкольной и внеклассной воспитательной работе, а также о семейном воспитании. Все это важнейшие формы организации воспитания. Все будет зависеть, прежде всего, от того, как сами учащиеся были организованы: участвуют ли в данном процессе небольшие группы учащихся, отдельные ученики или весь класс. С учетом этого могут возникать следующие формы организации воспитания:
1)Массовая или фронтальная работа.
2)Кружковая или групповая работа. При этом состав учащихся может быть как меняющимся, так и постоянным.
3)Индивидуальная работа.
Эта классификация является самой распространенной, а также научно обоснованной. Благодаря ней происходит раскрытие тех организационных форм, которые наиболее точно отражают отношения воспитанников и воспитателей. Многие стараются классифицировать эти формы организации воспитательной деятельности с учетом методики воспитательного воздействия. В этом случае формы воспитания можно подразделить на следующие группы:
1)Словесные формы. К ним можно отнести беседы, диспуты, читательские конференции, лекции, собрания.
2)Практические (конкурсы, походы, занятия кружков, экскурсии).
3)Наглядные формы (книжные и художественные выставки, тематические стенды).
Такая классификация (формы организации воспитания) как раз таки предусматривает собой проведение именно разовых воспитательных мероприятий. А вот Т.А. Ильина настоятельно рекомендует рассматривать эти формы организации воспитания не иначе как общие, то есть универсальные, а также специальные, имеющие определенную специфику.