Методика музыкального воспитания
Методика музыкального воспитания имеет свои особенности. В данной статье мы рассмотрим как можно применить метод убеждения, воспитывая ребенка средствами музыкального искусства. Процесс музыкального воспитания в данном случае - это непосредственное общение с музыкой. Исполнение должно быть довольно темпераментным и выразительным. Лишь тогда можно спровоцировать эмоциональный отклик, переживания и, собственно, тем самым достичь требуемого педагогического результата. Соответственно, выразительное исполнение музыки выступает важным условием донесения до маленького слушателя определенных особенностей произведения.
Чтобы исполнение было искренним и доступным, следует хорошо знать произведение, проанализировать его содержание, осмыслить характер, ощутить настроение, что предполагает методика музыкального воспитания. Этому как ничто лучше поможет предварительное ознакомление в процессе проигрывания.
Малышу следует понять, о чем может рассказать музыка, что такое хорошее звучание, после следует выполнить определенные требования в пении, танце и т. п. Давно известно, что эстетические переживания - это комплекс эмоционального и сознательного. По этой причине убеждать следует не просто непосредственным воздействием, но и организацией внимания, содержания, выразительных музыкальных средств.
Музыка — это «язык чувств», она волнует, создает настроение и тем самым в ответ вызывает мысли, побуждает думать, чему способствует методика музыкального воспитания. Именно по этой причине так важно пояснением, словом - усилить возникающее переживание у ребенка. Необходимо помнить, что каждый из нас понимает музыку по-своему. Слушая, к примеру, какую-либо пьесу и не зная ее названия, а воспринимая только ее характер, дети имеющие фактически одинаковую подготовку, будут сопереживать и мыслить совсем по-разному. Поэтому педагог должен словесным пояснением вызывать схожесть мыслей, переживаний и направить внимание на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению характер. Кроме этого, педагог должен всегда поощрять правильные реакции на произведения, что предполагает методика музыкального воспитания.
Так, метод убеждения способствует формированию чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемой музыки. Осмысленное исполнение оказывает очень сильное воздействие, пробуждая самые разнообразные чувства, обогащает впечатления.
С давних времён музыка привлекается для воспитания поколений. Её значение определяется общими целями воспитания, которые выдвигает каждая эпоха по отношению к детям определенных обществ, классов, сословий либо же групп. В Индии популярен миф, герой которого стремится достичь славы и милости богов, обучаясь искусству пения у птицы - "Друга песни", поскольку овладеть пением означает освободиться от пагубных чувств и желаний, чего достигает методика музыкального воспитания. В Древней Индии считали, что музыка способствует достижению богатства, благочестия, доставляет наслаждение. Были сформированы определенные требования к музыке, призванной воздействовать на людей конкретного возраста. Так, для детей была благотворной весёлая музыка в активном темпе, для юношества - в среднем, для взрослых людей - в медленном, более спокойного характера. В трактатах стран Древнего Востока уверяли, что музыкальное воспитание призвано привести в равновесие добродетели, развивать справедливость, человечность, предусмотрительность и, конечно же, искренность.