методы и средства воспитания
Метод и средства воспитания не придумывают, однако он создается произвольно, и при этом не является продуктом творчества для человека. При выборе метода все полностью зависит от того, каким человек видит необходимый результат.
Метод воспитания являет собой модель организации деятельности преподавателя и ребенка. Данная модель создается с целью формирования у ребенка ценностного отношения к окружающему и самому себе. Соответственно, метод выводится в процессе осознания природы цели.
Система методов и средств воспитания очень сложна, по той причине, что цель воспитания многопланова, так как многомерен человек. Вся сложность еще больше увеличивается благодаря укрепившимся смешением понятий "методы воспитания" и "методы воздействия". Под методом воспитания многие педагоги разумеют второе, сводя результат воспитания к конкретной реакции.
Фактор социальной среды в личностном формировании преобразовывается в воспитательной практике в метод организации среды воспитания, а если быть точным то в метод организованного взаимодействия детей с данной средой.
Фактор собственной активности, существенно влияет на развитие человека, проходит определенную педагогическую трансформацию и называется уже методом организации воспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на детей проецируется на действительность воспитания, преобразовываясь при этом в организованное осмысление жизни.
Большое значение имеют конкретные средства, которые применяют в процессе применения метода убеждения. К важнейшим средствам относят: формы учебной работы, разъяснительные персональные и коллективные беседы, конференции на научные, эстетические нравственные темы, разнообразные диспуты, встречи с известными деятелями и т.д. Следует подчеркнуть, что лишь глубокая содержательность и эмоциональность убеждения могут способствовать развитию сознательности учеников и формированию личностных черт и качеств, придающих воспитанию гуманистический характер.
Положительный пример. Формирование личности происходит не просто в результате воздействия слова и мысли в качестве средств разъяснения и убеждения. Значимое воспитательное значение имеют положительные примеры поведения и деятельности людей. Именно по этой причине в процессе формирования личностных качеств учеников обширное применение находит положительный пример в качестве метода воспитания.
Суть положительного примера в качестве метода воспитания заключается в применении наилучших образцов поведения и деятельности других для пробуждения у учеников потребности в активной работе над собой, к развитию и постоянному совершенствованию личностных качеств и преодолению всех недостатков имеющихся в наличии.
Психологической основой влияния положительного примера на воспитание является подражательность. Данный механизм воздействия подражания состоит в том, что, воспринимая разнообразные примеры поведения и деятельности, дети переживают определенные внутренние противоречия между достигнутым и требуемым уровнем развития, и у них возникает потребность в совершенствовании собственных черт и качеств.