методы воспитания в педагогике
Метод воспитания являет собой способ реализации воспитательных целей. Методы воспитания являют собой главные средства, которые обеспечивают результативность решения задач каждого из составных процесса воспитания. В преобладающем большинстве случаев методы воспитания рассматривают в качестве способов воздействия на сущностные сферы человека с целью формирования требуемых качеств. Но данное понимание не соответствует пониманию воспитательного процесса, в основе которого заложен субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания подразумевают способы взаимодействия преподавателей и учеников, в процессе взаимодействия происходят изменения в качествах личности учеников.
В основе классификации методов воспитания заложен конкретный критерий, базис, по которому методы группируют и обособляют. В 60-х общепринятой была классификация, содержащая в себе лишь две группы. Все методы делились с учетом того, на что они нацелены, - на сознание или на поведение. Сознание и поведение считали главными областями на которые оказывает воздействие воспитание.
В 70-х преобладающая часть теоретиков воспитания приняла классификацию методов воспитания основанную на трех направлений деятельности педагога:
- целенаправленное формирование качеств личности;
- стимулирование естественного саморазвития личности;
- коррекция развития личности.
Самой уязвимой областью данной классификации и являются эти три направления деятельности воспитателя, поскольку их скорее всего больше.
В начале 80-х в педагогике сформировалась концепция деятельностного подхода к процессу воспитания. С позиции данной теории опытные педагоги предложили классификацию методов, где базисный критерий - функция метода в отношении к деятельности, поскольку воспитание является организацией деятельности. В данной системе рассматривались три группы:
- методы предназначенные для формирования общественного сознания;
-методы предназначенные для формирования благоприятного поведения в процессе деятельности;
- методы предназначенные для стимуляции деятельности.
Именитый педагог, а также ученый В. Караковский предложил простую классификацию методов воспитания, которую приняло множество воспитателей-практиков. В качестве критерия классификации избраны средства воспитания, выделяют шесть групп воспитания:
- посредством слова;
- посредством дела;
- посредством ситуаций;
- посредством игры;
- посредством общения;
- посредством отношения.
Если просмотреть учебник педагогики известного педагога Ф. Паульсена, по которому в былое время учились во всех педагогических институтах, то можно увидеть, что вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается вовсе.
К примеру, в "Словаре по этике" описано 1500 лишь нравственных качеств личности. Выходит, к каждому из них необходимо подобрать определенный набор методов воспитания? А если учесть и то, что ребенок постоянно развивается, то станет вовсе понятным, почему педагогика не может построить универсальную технологию, чтобы система методов гарантировала получение определенного результата.
Что же делать в сложившейся ситуации? Следует просто разобраться в сущности общих методов воспитания, проанализировать их механизм работы, возможности и ограничения. А приступая к воспитанию на практике, выстраивать собственную систему методов.
Так как приходится учитывать особенности данного многообразия методов, всплывает закономерный вопрос: что же общего у всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает опыт детей, их деятельность и отношение к окружающему, то станет вполне понятным, как данное множество методов можно сгруппировать и сформировать целостную систему.
Методы формирующие социальный опыт детей- первая группа.
Методы осмысления собственного социального опыта, мотивации деятельности -вторая группа.
Методы определения личности ребенка- третья группа.
Методы стимулирования и корректировки действий в рамках воспитательного процесса- четвертая группа.