музыкальное воспитание в детском саду
Перед музыкальным воспитанием дошкольника стоят такие задачи:
1. Приобщить к мировой музыкальной культуре. Воспитать любовь и интерес к этому виду искусства. При помощи музыки воспитывать в ребенке эмоциональную отзывчивость, восприимчивость к прекрасному.
2. Расширять и воспитывать вкусы ребенка, предлагая его вниманию музыкальные произведения разный стилей и авторов, изложенных в последовательной системе. Рассказывать о методах, которыми автор догсиг выразительности в своем произведении.
3. Для лучшего восприятия музыки приобщать детей к самостоятельному музыцированию. Прививать ребенку навыки в самых разных видах исполнительской деятельности: пении, ритмике, игры на музыкальных инструментах. Раскрыть ребенку азы музыкальной грамотности. Овладев самостоятельными действиями, ребенок будет действовать более осознанно и непринужденно, а результат будет более выразительным.
4. Развивать музыкальность ребенка путем раскрытия его сенсорных способностей, обострения ладовысотного звука, развивать чувство ритма. Способности каждого ребенка позволяют формировать у него певческий голос, работать над выразительностью движений. Становление и развитие всех способностей ребенка должно происходит в комплексе.
5. Полученные впечатления и представления о музыке складываются сперва в избирательное отношение к услышанным произведениям, которое со временем, с развитием и формированием вкуса преобразуется в оценочное. Задача педагога – привить вкус к красивой, качественной музыке.
6. Изначально развивать у ребенка творческий подход к музыке. Для этого, используя такую привлекательную для детей форму как создание образов в играх и хороводах, исполняемых под музыку, можно подтолкнуть ребенка к придумыванию новых попевок, танцевальных импровизаций, новых сочетаний ранее полученных навыков.
Вышеперечисленные требования воспитают ребенка самостоятельным, инициативным. Полученные знания и впечатления он будет переносить в повседневную жизнь. Уже не только в детском саду ему будет хотеться играть на музыкальных инструментах, петь выученные песни и придумывать новые, танцевать. Особенно это относится к детям средних и старших групп.
Но музыкальное воспитание достигнет поставленных целей, если будут использованы сильные музыкальные произведения талантливых авторов. Не последнюю роль имеют методы и приемы подачи материала, формы организации занятий и пр. В ребенке от рождения заложена способность слышать и восхищаться музыкой, эту способность надо развивать и совершенствовать, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения вида творческой деятельности. Необходимо помнить, что задатки, заложенные природой, являются лишь основой, от которой берут начало в своем развитии как музыкальные способности, так и общие, человеческие.
Хотя музыкальные способности заложены в каждом ребенке, но проявляются они по-разному и в разном возрасте. Некоторые малыши, еще не умея ходить, ярко проявляют три основные способности – чувство лада, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развиваются эти способности легко и быстро, такие дети считаются музыкально одаренными. Другим детям музыка дается сложнее и времени для развития способностей надо больше. Способностью, которая развивается труднее всего, является музыкально-слуховые представления. Очень немногие дети могут на слух повторить мелодию или голос, интонируя, или подобрать музыку на слух на музыкальном инструменте. Лишь к пяти годам у большинства детей проявляется эта способность. Но музыкант-психолог Б.М.Теплов утверждает, что если к этому возрасту музыкальные способности не проявили себя, то этот никак не говорит о их слабости, а тем более отсутствии оных. В данном случае большую роль играет окружение, в котором находится ребенок постоянно, особенно в младенческом возрасте. Замечено, что музыкальные способности проявляются рано в том случае, если ребенок от рождения, а может, с утробного периода получал множество разнообразных слуховых впечатлений.
Придя в детский сад, ребенок занимается музыкой каждый день. Его музыкальные способности развиваются, воспитывается эстетический вкус. К впечатлениям, которые дает семья, прибавляется музыкальная деятельность, которой ребенок занимается в детском саду. Ведь именно эти два института являются флагманами воспитания и развития ребенка. Музыкальное искусство – не самоцель, его значение трудно переоценить не только для умственного и эстетического воспитания, но и для нравственного и физического. Уже с полутора лет ребенок приобщается к искусству, которое будет рядом с ним вплоть до школьного возраста. На протяжении пяти лет с ребенком занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Ребенок учится петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, танцевать. И как результат – развитие памяти, укрепление голосовых связок, умение дышать правильно. Дополнительные преимущества – совершенствуется дикция, ребенок получает навык пропевать звуки, слова и целые предложения. Кроме того, в искусстве танца ребенок учится красиво, ритмично двигаться и держать осанку. Но не только – он учится выражать свои эмоции посредством мелодии, движения. Танец – это прекрасное подспорье физическому развитию, это укрепление позвоночника и верность координации движений. Более того, это способность находится на глазах у публики, а значит, развитие уверенности в себе, умение вести себя публично. Музыкальное образование расширяет кругозор, расширяет познания. Привитая любовь к музыке и навык ее слушать внимательно развивает усидчивость, обостряет внимание – а эти качества ребенку очень понадобятся в школе.
Но музыка будет служить средством воспитания только в том случае, когда она воспринимается ребенком осознанно. Если человек с детства был окружен прекрасным и умел его понимать, то и жизнь он будет воспринимать полнее и радостнее. Он будет видеть мир во всех его красках, будет способен увидеть красоту в природе, работе, он сможет радоваться и сопережевать. Музыка формирует духовный мир ребенка, делая его богаче. И надо помнить, что нет детей, глухих музыке. Просто их способности скрыты, и им необходимо дать возможность проявиться.
Музыкальные занятия своим всесторонним влияниям на ребенка прекрасно подготавливают его к школе. Передовые методы, используемые на занятиях, тренируют память, развивают мышление и воображение с самого раннего возраста. Занятия музыкой, положительно воздействуя на рост клеток мозга, ответственных за интеллект, закладывают основу успешного развития интеллектуальных способностей ребенка. Они незаменимы для его хорошего эмоционального состояния. Музыка активизирует движение энергии в организме, тем самым способствуя его укреплению и оздоровлению.