Нравственное воспитание подростков
Нравственное воспитание подростков в век свободолюбивых нравов, вседозволенности в словах, смелости в мечтах и раскованности в поведении является одним из животрепещущих и противоречивых вопросов современности. Именно нравственное воспитание столь необузданных подростков, которые зачастую резкостью, грубостью, аморальностью, беспринципностью и ультимативностью, а также броским внешним видом пытаются бороться с одиночеством, равнодушием и жестокостью окружающего мира, обратить внимание взрослых на себя и свои проблемы, можно назвать основополагающим моментом, который существенно повлияет на иные периоды жизни.
Как раз в переходном возрасте (с 12-ти до 18-ти лет), когда человеческий организм перестраивается и на физиологическом (прежде всего – гормональном), и на психологическом уровне, формируются жизненные принципы, общечеловеческие духовные, культурные и материальные ценности (и представления о них, их достижении, сохранении и приумножении), главные цели, вкусы и взгляды человека, в чём первоочередную роль играет правильное нравственное воспитание подростков. Однако в эпоху капитализма и жажды обогащения, накопления материальных благ, во времена царящих уже даже в семейном очаге рыночных отношений ввиду экономической и политической нестабильности именно нравственное воспитание подростков в рейтинге педагогических задач и родителей, и образовательных учреждений, и государства занимает далеко не лидирующие позиции. Подобная катастрофическая ситуация, как считает нравственное воспитание подростков, априори губительна и для конкретной, покинутой и только формирующейся личности, и для общества в целом, которое с каждым днём ожесточается и наполняется равнодушными одиночествами с разрушенным внутренним миром и больной психикой.
Если нет единственно верного представления о высших ценностях (например, жизнь человека и животного, забота об окружающей природе и существах с ограниченными возможностями, доброта, милосердие, прощение, помощь, любовь, уважение, благодарность в семейных, корпоративных, дружеских отношениях и т.п.), что гарантирует нравственное воспитание подростков, то, соответственно, увеличивается количество ранних неблагополучных браков, брошенных в детских домах детей и преступлений (грабёж, хулиганство, преднамеренные убийства с особой жестокостью и пр.). Нравственное воспитание подростков при его регулярной и систематизированной реализации в домашних условиях и в стенах образовательных учреждений не допустит и поражающих человеческое воображение кровавых разборок школьников, которые они сознательно снимают на видеокамеры и выкладывают эти реалити-шоу зачастую с многочисленными жертвами в социальные сети Интернета.
Таким образом, каждый цивилизованный и адекватный человек понимает простую истину: если нравственное воспитание подростков отсутствует или преподносится в безалаберной форме (скажем, в качестве факультатива, который можно заменить походом в кино или пив-бар), заметно деформируются представления нового поколения о всех ценностях, способах достижения своих целей, тогда стираются напрочь тонкие грани между «можно» и «нельзя», а невозможное (то есть недопустимое, с точки зрения морали) действительно становится возможным. Например, обман, клевета, воровство, предательство дружбы. Родительского доверия или любви к близкому человеку ради богатства, престижного статуса, славы и прочих коварных соблазнов жизни.
А виной такому положению дел можно назвать педагогическую запущенность, халатность учителей, которые возлагают ответственность за нравственное воспитание подростков на родителей. Соответственно, вседозволенность подростков, которые не способны различать «что такое плохо» и «что такое хорошо». Просто потому что их не научили это делать (к чему призывает нравственное воспитание подростков), порождено безнаказанной свободой педагогов. Впрочем, нельзя отрицать и тот факт, что многие из них всеми силами пытаются внедрить нравственное воспитание подростков и в стены школы, и в умы учеников, которые, однако, в большинстве своём элементарно не готовы на интеллектуальном и психологическом уровне воспринимать подобную информацию. Поскольку ближнее окружение таких подростков с раннего детства сформировало у них иные интересы, цели и предпочтения. Естественно, эти дети вовсе не стремятся к высоким нравственным идеалам, для них важнее – материальные блага, комфорт, скорее, тела, чем души спокойствие и её богатство.
Хотя, вместе с тем, если нравственное воспитание подростков отсутствует, вполне вероятно, что поступки этих детей уже во взрослой самостоятельной жизни будут нелогичными, неуверенными, потому что они будут вести непрерывную борьбу с собственной совестью, не имея чётких и непоколебимых принципов и эталонов, достойных примеров для наследования. Скорее всего, они предпочтут жизненный путь по течению и в штиль, а вот в штормовых ситуациях просто растеряются и погибнут без помощи. А вот нравственное воспитание подростков оказывает такую безвозмездную и бесценную помощь ещё в незабываемые школьные годы и находит индивидуальных подход к каждому типу сложных подростков (согласно мнению Г.Я. Бархерита):
1) агрессивно-защитный подросток проявляет упрямство, эгоцентризм, честолюбие, властность, высокомерие, жадность, мнительность, некую враждебность и в то же время является очень обидчивым и легко ранимым, склонным к жалости и депрессиям;
2) конфликтный ребёнок очень раздражительный, легко вспыльчивый, при этом достаточно трусливый, неуправляемый, педантичный, требовательный только по отношению к другим, слабохарактерный;
3) независимый подросток постоянно уклоняется от общения, замкнутый, скрытный, эмоционально холодный, даже равнодушный и пассивный, сосредоточен исключительно на своих переживаниях и проблемах;
4) демонстративный ученик выказывает манерное поведение, пытается вульгарным и хамским поведением, нестандартным внешним видом обратить на себя внимание, искажает факты и события жизни в свою пользу (гиперболизация и нарциссизм), лживый, авантюрный, коварный, безответственный;
5) примыкающий подросток бывает робкий, неуверенный в себе, боязливый стеснительный, мнительный, не имеет собственного мнения, а следует по течению жизни и за бездумной толпой;
6) пассивно-обидчивый ребёнок подросткового возраста представляется серьезный, ответственный, сосредоточенный на мрачных мыслях и переживаниях, слабо активный в деятельности, нерешительный, безропотно выполняет все поручения, реализуется в ряде социальных ролей, достаточно чувствителен к происходящим событиям, легко раним и нуждается в защите и совете;
7) неадаптированный человек оказывается в коллективе ровесников тревожным, подавленным, разочарованным, брошенным, слабым, беззащитным, с повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью психических сил, жизненно нуждается в волевом и оптимистичном наставнике;
8) утверждающийся подросток проявляет ярко выраженные лидерские качества, независим, решителен, самостоятелен и ответственен, стремится подавлять, повелевать, контролировать других и командовать, используя при этом все дозволенные и недозволенные меры, эгоистичен, равнодушен, жесток в достижении своих целей;
9) противоречивый ученик склонен к резкой, непредсказуемой смене настроения, в зависимости от внешней ситуации или внутреннего биоритма, имеет циклично меняющиеся цели и сиюминутные желания.
К какому бы из перечисленных типажей ни относился школьник, правильное нравственное воспитание подростков вырастит настоящую личность и откорректирует все её изъяны, гарантируя благоприятное будущее и бесконфликтное существование в цивилизованном обществе.