Патриотическое воспитание учащихся
Патриотическое воспитание учащихся – один из залогов всестороннего и гармоничного развития личности подростка. У каждой страны, независимо от ее истории и сегодняшнего положения в мировой табеле о рангах, всегда найдется множество моментов, которыми можно гордиться. Именно они должны стать основой для развития чувства гордости за свою Родину и народ. Ребенок должен понять и принять мысль, что он является не только самостоятельной личностью, а, прежде всего, частью большого народа, у которого есть своя история и культура, в чем и заключается патриотическое воспитание учащихся. И чем раньше придет осознание этого тезиса, тем полноценней молодой индивидуум войдет в социум. Вот поэтому дошкольное и школьное патриотическое воспитание учащихся чрезвычайно важно в современной педагогической практике.
Под словом «патриотизм» следует понимать любовь к стране, в которой ты родился и вырос, гордость за культурные и исторические достижения своего народа, желание сохранять традиции и приумножать духовные богатства Отчизны. Очень важно, чтобы в сознании человека ставилось на первое место не собственное «Я», а нужды страны, ее интересы, мир и безопасность на ее границах. Все это достигается путем планомерного воспитательного процесса. В него входят не только усилия наставников в школьном учреждении, но и систематическая, целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций, без которой патриотическое воспитание учащихся не будет полноценным.
Одной из составляющих патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, которое заключается в понимании своей личной ответственности за судьбу Родины. Для юношей делается акцент на военную службу по защите интересов государства и спокойствия его жителей. Подрастающим мужчинам, впрочем, как и девушкам, еще в школе начинают прививать знания и умения, которые пригодятся во время защиты Родины. Все эти мероприятия должны быть объединены в единую систему воинского воспитания военнослужащих.
Основными задачами патриотического воспитания учащихся (младших школьников) являются:
1. Предоставление информации о своем Отечестве, на основании которых и формируется любовь, чувство долга и ответственности по отношению к стране, в которой они живут. Этого достигает патриотическое воспитание учащихся путем привития на уроках и других мероприятиях знаний о стране и самых разнообразных аспектах ее жизни:
- географии, климате, природе родного края (сведения могут передаваться как на уроках, так и с помощью экскурсий в сады, парки, в дикую природу);
- особенностях культуры, исторического развития и традиций народа (кроме уроков желательно посещение различных исторических и краеведческих музеев, в которых за счет наглядности информация подростками воспринимается гораздо глубже и с большим энтузиазмом);
- подвигах всего народа и отдельных людей в различный период времени при защите Родины от врагов (особое внимание должно быть уделено относительно недавним историческим событиям, как война 1812 года и Великая Отечественная война. Детей необходимо водить на экскурсии к памятникам и памятным местам, имеющим военно-патриотическую тематику);
- знания геральдики (флага, герба) не только всего государства, но и области, края, города. Сюда же включаются начальные познания о политической системе государства, имени его первых лиц (президента, премьер-министра).
2. Важно приучать члена общества с самого раннего детства интересоваться политической и общественной жизнью, вырабатывать определенную реакцию на политические и социальные события, происходящие вокруг. Этого патриотическое воспитание учащихся достигает путем участия школьников в разнообразных общественных мероприятиях: субботниках, спортивных праздниках, выступлениях коллективов художественной самодеятельности, школьных и районных ярмарках народного творчества.
3. Ребенок должен научиться любить своих родных и близких, окружающих его людей, чего добивается патриотическое воспитание учащихся. Затем все это проецируется на место где он живет с постепенным расширением территории любви и ответственности (семья и двор, школа и свой район, город, область и наконец государство). Эта любовь должна выражаться не только в словах, но и конкретных делах: охране окружающей среды, сохранении и приумножении исторического наследия края. Особое внимание стоит уделить в необходимости бережно и с уважением относится к результатам своего и чужого труда.
4. Практическая деятельность школьника должна быть построена так, чтобы он смог применить полученные теоретические знания на практике. Это достигается путем тематических игр, занятий в кружках народного творчества, трудовой деятельности в рамках школьного образования, на занятиях по культуре речи и правильного общения в обществе.
Патриотическое воспитание учащихся обязательно должно включать вопросы национальной и религиозной терпимости. С раннего детства будущему члену общества должна прививаться мысль о том, что мы хотим жить дружно со всеми, однако в случае нападения на нашу Родину агрессор автоматически переходит из касты друзей в касту врагов, которых не следует щадить при защите суверенитета государства и мирной жизни его граждан.