Педагогическое воспитание
Педагогическое воспитание - сложный процесс. Слово педагогика имеет греческие корни ( греческое «пайдос» - дитя, и «аго» - вести), т.е. дословный перевод слова означал бы «дитяводитель». В Древней Греции, где и зародилось педагогическое воспитание, педагогами называли рабов, которые вели господских детей в школу (в буквальном смысле слова). Роль учителя в школе мог выполнять также раб, который имел необходимые навыки и знания.
Педагогическая система Макаренко подразумевает в числе факторов, оказывающих существенное влияние на воспитание, труд. Сам он в своих «лекциях» (педагогическое воспитание) говорил, что невозможно себе представить правильное советское воспитание без труда. Труд должен стать одним из основных элементов в воспитательном процессе».
Макаренко совершенно правильно склонялся к мысли, что способность к труду и трудолюбие не являются природными задатками у детей, а приобретаются в процессе воспитания. В Советской системе подразумевалось, что труд должен приносить радость, будучи творческим и сознательным и именно через труд должны проявляться все заложенные в отдельно взятой личности качества и возможности, в чем и заключается эффективное педагогическое воспитание.
В учреждениях, которыми руководил Макаренко, значительное место занимала именно трудовая деятельность его воспитанников, при этом ее старались все время развивать и совершенствовать. Начиналось все с простейших форм труда в колонии им. Горького, а далее уже Макаренко организовывал производительный труд своих воспитанников в мастерских кустарного плана.
Высшая форма подобного проявления труда (педагогическое воспитание) была достигнута в коммуне им. Дзержинского. Здесь воспитанники одновременно обучались в обычной средней школе и могли работать на рабочих местах, требующих высокой квалификации, со сложной техникой. Как говорил Макаренко, в процессе трудовой деятельности детей необходимо развивать в них умение ориентироваться, беречь время, планировать свою работу наперед, а также бережно относиться к материалам и орудиям производства, стремиться к самым высоким показателям относительно качества исполнения своей работы. Чтобы не было ранней и относительно узкой специализации детей, необходимо периодически менять предлагаемые детям виды трудовой деятельности, при этом дать возможность наряду со средним образованием получить все необходимые навыки для большинства рабочих профессий, а также для организации производственного процесса и его управлению.
Стоит обратить особое внимание на указания, данные Макаренко по поводу трудового воспитания детей в пределах семьи, где осуществляется педагогическое воспитание. По его мнению, нужно давать детям в семье (даже в самом младшем возрасте) поручения не разового характера, а постоянные, которые нужно будет выполнять на протяжении месяца, - года или даже нескольких лет. Это даст возможность детям осознать ответственность за порученную им работу. Это могут быть следующие задания – на ребенка возлагается ответственность за полив цветов в его комнате (или во всем доме, квартире), чистота и порядок на письменном столе, накрытие стола для беда всей семьей, уход за цветником, уборка своей комнаты и т.п.