Педагогика дошкольного воспитания
Педагогика дошкольного воспитания – одна из отраслей педагогики, которая изучает закономерности воспитания детей данной группы, начиная с самого раннего возраста. Педагогика дошкольного воспитания очень тесно связана с возрастной физиологией и анатомией, с психологией, гигиеной, детской педиатрией и другими науками (этика, эстетика, языкознание и т.п.). разветвление дошкольной педагогики от общей науки произошло в 19 веке. Основная причина – расширение учреждений дошкольного воспитания (связано с массовым вовлечением женщин в производственный процесс) и существенное развитие детской психологии как отдельной науки. Первым специалистом, организовавшим учреждение для воспитания дошкольников в английских пролетарских кругах, был Р.Оуэн (социалист – утопист). Выделилась педагогика дошкольного воспитания в отдельную отрасль благодаря постоянной практике известного педагога Ф.Фребеля и самой педагогической системе. На территории Росси дошкольная педагогика развивалась под влиянием педагога К. Д. Ушинского. Уже в 20 веке в педагогика дошкольного воспитания начинает развиваться и в нее начинают широко внедряться идеи, связанные с саморазвитием личности, а также прагматические, биологизаторские и ряд других теорий.
В советском обществе педагогика дошкольного воспитания ставила основной задачей разработку самой сути, а также форм и методик воспитания в коммунистическом духе. Важное значение в разработке основ дошкольного воспитания на марксистской теории внесла Н.К.Крупская, ряд проблем рассматривал А.С. Макаренко (такие как семейное воспитание, коллектив и личность и др.). Огромное значение в развитии такой отрасли как педагогика дошкольного воспитания, в советском пространстве имели проводимые периодически съезды и конференции, посвященные проблемам дошкольного воспитания. Руководили этими процессами А.В.Луначарский и Н.К.Крупская.
Советская педагогика дошкольного воспитания разработала новую систему воспитания (сенсорную), которая основывалась на целенаправленном формировании у детей сенсорных способностей в самых различных видах деятельности. Огромное достижение – это система дидактики в детских садах, которую разработала А.П. Усова (член-корреспондент АПН РСФСР). И сегодня продолжаются исследования, основная цель которых – поиск путей для более полного использования тех возможностей умственного развития, которыми обладают дети дошкольного возраста, а также повышение роли воспитания в дошкольном возрасте в решении задач более общего характера – совершенствование уровня образования, чего требует НТП, не стоящий на месте последние несколько десятилетий.