проблемы обучения и воспитания
За последние несколько лет, по наблюдениям специалистов, увеличилось количество детей, страдающих сложными нарушениями развития. Причиной этого, несомненно, являются факторы среды и генетических отклонений, неблагоприятно влияющие на развитие ребенка. К сегодняшнему дню диагностика нарушений стала и более точной, и более дифференцированной. Произошло это благодаря росту квалификации врачей, развитию специализированной помощи и широкой информированности и грамотности населения. Если раньше ребенку ставился диагноз глубокой умственной отсталости, и он помещался в специализированное учреждение, то теперь возможно проявление сложной структуры дефекта, что дает возможность лечить такого ребенка в домашних условиях и корректировать его развитие с психолого-педагогической точки зрения. К счастью, общество стало признавать необходимость не только социальной поддержки, но и обучения и социальной адаптации детей со сложными формами нарушения развития. А значит, специалистам надо вырабатывать новую систему работы с такими детьми.
Сегодня многие дети с комплексными (сложными) нарушениями в развитии обучаются в общеобразовательных школах. Большинство из них, конечно, не справляется с темпами подачи и усвоения учебного материала традиционных корректирующих программ обучения и воспитания, а потому практически социально не адаптируется. Им нужен особый подход к образовательному процессу, работа с ними должна соизмеряться с их возможностями как по содержанию, так и по методам работы.
В России начались создаваться классы и группы для детей с комплексными нарушениями развития. Педагоги столкнулись с трудностями в воспитании и обучении этих детей, потому что на сегодняшний день достаточно хорошее программно-методическое обеспечение существует лишь для обучения слабослышащих детей, для которых нарушения в развитии уже последствия нарушения слуха. Этим детям характерна первичная задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение работы опорно-двигательного аппарата, механизмов речи в мозге, снижение зрительного восприятия.
Работа с детьми со сложной структурой дефекта дает педагогу бесценный опыт, поскольку программ, утвержденных на официальном уровне, не существует. Единственное, что предлагается государственной системой коррекционного образования – это программа для детей-имбицилов, которую для работы можно использовать лишь частично. Методики, включенные в эту программу, примитивны, малоэффективны и совсем не ориентированы на приоритеты, которые стоят перед такими детьми и их родителями.
Опыт показывает, что большое значение имеет психолого-педагогическая помощь. Необходимо внедрять в практику уже существующие методы, которые нацелены не только на получение определенных знаний, но и на способность эти знания применять на доступном для этих детей уровне, что немаловажно для их последующей социализации. Это поможет, если не в целом, то хотя бы частично, решить проблемы их поведения, провести их адаптацию в повседневной жизни, жизни в социуме.
Ниже мы попытаемся привести в некую систему различные методики и коррекционные подходы и принять решение о выборе оптимального варианта для практической работы определенного учителя в реально существующем классе.
1. Проблемы воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта, перечень коррекционных подходов, рассматриваемых в работах отечественных и зарубежных педагогов.
Практические разработки в области коррекционного воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта основываются на теоретических, методологических и методических подходах, которые разработаны дефектологами за все прошедшие года для обучения слепоглухих детей, потому что только в этой области были получены значимые и признанные мировым медицинским сообществом результаты. Знаковыми личностями являются Соколянский И.А., Мещеряков А.И., Скороходова О.И. и др. Сложности воспитания и обучения детей со многими другими диагнозами комплексных нарушений ставят цель разработать такие теоретические и методологические основы помощи детям, имеющим сложную структуру дефекта, которые заложили бы государственную систему специального образования. Эта система должна получить толчок в воем развитии, выйти на новый этап.
В экспериментальные группы вошли дети дошкольного возраста слабослышащие со сложным нарушением и неслышащие, воспитанники подготовительных групп и ученики начальных классов, у которых наблюдается задержка психического развития, нарушение зрения, детский церебральный паралич, а также подростки неслышащие с прогрессирующим ухудшением зрения. Были сформированы группы детей глубоко умственно отсталых с наличием сенсорных и двигательных нарушений и люди, страдающие от тяжких последствий детского раннего аутизма.
Основным направлением исследований являлось изучение различных групп детей со сложным нарушением с клинической и психолого-педагогической точки зрения. В результате были уточнены особенности развития таких детей и описаны условия, при которых обучение будет наиболее эффективным. Выявлен сложный характер нарушений у глубоко умственно отсталых детей и обозначены проблемы, которые необходимо решать при дальнейшем их клиническом и психолого-педагогическом изучении. В результате были разработаны и проверены экспериментальным путем несколько форм организации процесса обучения детей со сложными нарушениями развития (автор Александрова Н.А.). Более глубоко было проведено исследование проблем обучения неслышащих детей и подростков сложными множественными аномалиями в развитии, которые учатся в школе. В группе детей со синдромом Ушера, передающимся по наследству (глухота и прогрессирующее ухудшение зрения), проводились исследования по вопросу особенности принятия или непринятия с психологической точки зрения меняющегося состояния ребенка его родителями. В результате получена ценная информация, которая описывает основные периоды процесса принятия родителями меняющегося состояния ребенка. Саломатиной И.В. рассматривался ряд проблем при контакте глухого ребенка, теряющего зрение, с родителями, другими членами семьи, чужими людьми. В результате намечены пути решения наиболее часто встречающихся проблем.