Программа духовно нравственного воспитания школьника
Программа духовно нравственного воспитания школьника занимает одно из первых мест по важности среди прочих программ и методик. Моральные мотивы управляют нравственными поступками каждого из нас, побуждают размышлять над требуемым образом действий. Чтобы получить от учащихся осознанного, обоснованного поведения, педагог начальных классов должен вести целенаправленную работу над формированием мотивов, а также их последующим развитием. В данном процессе педагог должен исходить из принятых требований. Именно по этой причине моральные мотивы являются основой нравственного поведения, но помимо того они еще и показатель воспитания. Эти основания отводят такому методу как программа духовно нравственного воспитания школьника одно из первых мест.
Представления о сути нравственного воспитания меняются не только лишь под влиянием научных концепций, но и под воздействием реальных достижений в сфере воспитания. Распространенный в нынешнее время подход к воспитательной работе ориентировал педагога на словесные формы передачи принятых ценностей. Это учитывает программа духовно нравственного воспитания школьника. Ранее преобладали продолжительные монологи в комплексе с отдельными мероприятиями. Соответственно явно не хватало персонального подхода, опоры на жизненный опыт с учетом личностных особенностей.
Главным инструментом, которым внедряется в жизнь программа духовно нравственного воспитания школьника и посредством которого педагог направляет и организовывает деятельность ребенка выступают задания, которые он ставит перед учащимся. Для результативности следует, чтобы ребенок их принял, от этого напрямую зависит смысл задания. При недостаточной мотивации, которую имеет программа духовно нравственного воспитания школьника, заданий со стороны педагога, их содержание для ребенка может резко расходится с объективным содержанием и с замыслом воспитателя, которой диктует программа духовно нравственного воспитания школьника.
Воспитательные воздействия способствуют формированию требуемых черт характера и нравственных качеств лишь в случае если они пробуждают у учеников положительное отношение и активно стимулируют их личное стремление к моральному развитию. Это ставит своей задачей программа духовно нравственного воспитания школьника.
Программа духовно нравственного воспитания школьника отмечает, что у каждого нравственного человека сформированы стойкие нравственные мотивы, побуждающие его к надлежащему поведению в социуме, а формирование мотивов поведения обеспечивает нравственное воспитание. На данном основании правдивым можно считать утверждение о том, что методы формирования данных мотивов являются методами нравственного воспитания.
Стандартные методы нравственного воспитания, которые имеет программа духовно нравственного воспитания школьника, ориентированы на привитие норм и правил жизни в обществе. Но довольно часто они действуют только в условиях сильного внешнего контроля. Важным показателем сформированности качеств личности выступает внутренний контроль, действие которого приводит к эмоциональному дискомфорту, недовольству самим собой, в случае если нарушаются проверенные опытом правила жизни в обществе.
Внутренний контроль формируется за счет активной деятельности в двигательной, интеллектуальной, эмоциональной, а также волевой сферах. Это обеспечивает программа духовно нравственного воспитания школьника. А также готовность подчинять побуждения представлениям и знанию о культуре бытия повышает самооценку, развивает чувство достоинства. Полностью сформированные навыки контроля над собой в дальнейшем способствуют успешному формированию качеств личности в процессе обучения, а также воспитания.
Педагогический смысл, который несет программа духовно нравственного воспитания школьника заключается в духовно-нравственном становлении личности школьника, в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков к высокому уровню, где необходима самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В литературе нашего времени описывается огромная масса методов и приемов воспитания, в том числе и такого метода как программа духовно нравственного воспитания школьника. Они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Методов и разнообразных версий накоплено настолько много, что разобраться в них, выбрать адекватные цели и реальные обстоятельства помогает только их классификация. Но явления воспитания чрезмерно сложны и противоречивы, а по этой причине единственное логическое основание для классификации способов педагогического воздействия довольно сложно найти.
К примеру, по результатам методы воздействия можно подразделять на два класса:
- влияния, формирующие нравственные установки, отношения, мотивы, представления, понятия, идеи,
- влияния, формирующие привычки, определяющие конкретную модель поведения.
Самой последовательной представляется классификация, которая разработана Щукиной Г. И, в ней выделяют наиболее современные группы методов влияния.