Программа нравственного воспитания школьников
Программа нравственного воспитания школьников, составленная авторитетными экспертами на уровне министерства науки и образования, должна быть известна в точности каждому педагогу вне зависимости от его направленности деятельности (предметной специализации).
На сегодняшний день разработано и создано множество условий для полноценного и своевременного воплощения в жизнь всех пунктов эффективной программы нравственного воспитания школьников, что имеет чрезвычайное значение как для каждого ученика в сложный и противоречивый этап становления его как личности, так и для общества в целом, которое ожидает здорового поколения – и в морально-духовном смысле тоже. Ведь как раз в школьный период и осуществляет формирование основных жизненных принципов и приоритетов, главных стремлений и амбиций, ярких черт характера и личностных качеств, а также первые представления о высоких моральных общечеловеческих и материальных культурных ценностях мира в целом и отдельной семьи в частности.
Поэтому как раз многоаспектная программа нравственного воспитания школьников наглядно и убедительно подаёт и положительные, и отрицательные примеры поведения человека в различных ситуациях и отношениях, а также впервые наиболее подробно и доступно расшифровывает понятия добра и зла, справедливости и циничности, преступления и наказания, честности и лицемерия, благородства и коварства, смелости и трусости, героизма и подлости и т.д. Соответственно, чтобы в полной мере донести до каждого ученика все пункты, что составляет программа нравственного воспитания школьников, учителя обязаны выявить потребности в здоровом образе жизни (сбалансированное питание, умеренные физические нагрузки, гигиенический уход, опрятный достойный уместный внешний вид), а также в классической и современной литературе, шедеврах иных видов искусства (эстетическое воспитание) и в прочих средствах информации и источниках вдохновения.
Немаловажным считает программа нравственного воспитания школьников и патриотическое воспитание, чему стоит посвятить несколько академических часов, что, конечно, должно соответствовать семейным убеждениям и политическим предпочтениям родителей, иначе возникнут разногласия у ребёнка – внутриличностные (сомнения, метания в выборе той или иной позиции) и межличностные (со взрослыми, которые способны аргументировать свою политическую позицию, в отличие от только формирующейся личности с собственными взглядами на мир и себя в нём).
По большому счёту, программа нравственного воспитания школьников озадачена единственной целью – преобразовать стараниями, умениями и навыками просвещённых педагогов нынешние требования общества и производства на современном этапе его развития во внутренние стимулы подрастающего поколения, которое в целом и каждом отдельном случае должно принести пользу своему государству, в полной мере осознавая такие понятия, как: долг, ответственность, честь, гордость, достоинство, совесть, милосердие, толерантность и пр. Если говорить проще, то данная программа нравственного воспитания школьников призвана внедрить в сознание маленького человека высшие нравственные ценности посредством ряда мероприятий в рамках образовательного учреждения, что поможет реализовать и достичь следующих задач.
Во-первых, программа нравственного воспитания школьников обязана сформировать у всякого ученика непреклонную ценность здоровья (заботы, ответственности о нём) и жизни человека, животного, растения. Во-вторых, программа нравственного воспитания школьников учит уважать чужой труд в его процессе и его результаты, а также стремиться принести максимальную пользу своей Родине, которая заслуживает любви, гордости, благодарности и защиты. В-третьих, конечно же, программа нравственного воспитания учит детей моральным нормам, правилам поведения в обществе, эталонам семейных и корпоративных отношений, основам этики и этикета.
Программа нравственного воспитания школьников структурно состоит из 8-ми тематических блоков:
1) диагностика: программа нравственного воспитания школьников методом наблюдения, эксперимента или анкетирования, опроса, тестирования, беседы оценивает уровень духовного развития, моральность поведения педагогов, учеников и родителей, их готовность к совместному и плодотворному сотрудничеству;
2) воспитание духовности: программа нравственного воспитания школьников стремится максимально обогатить эмоциональный мир подопечных, дабы пробудить в них посредством личной беседы чувства сострадания, доброты, желания оказать помощь и заботу в бытовых условиях;
3) здоровье: программа нравственного воспитания школьников обязана дать представления, призвать и убедить в важности соблюдения здорового образа жизни, показать прелесть спортивных занятий и соревнований, танцевальных репетиций и оздоровительных мероприятий;
4) «новое поколение»: программа нравственного воспитания школьников базируется на нормах не только этики, эстетики, требований этикета и религиозных догм, но и на букве закона, поэтому учащиеся обязаны знать пункты Конституции, свои права, свободы и обязанности, основные правонарушения и наказание за них и пр.; эффективным методом патриотического воспитания в данном случае выступает беседа с ветеранами ВОВ, труда, представителями общественных молодёжных и спортивных организаций и т.д.;
5) экология: программа нравственного воспитания школьников пробуждает ответственность в маленьком гражданине за благосостояние и великолепие природы и всех её обитателей, в чём помогают всевозможные движения а-ля «green peace», аналогичных листовок, стенгазет, а также образование в классе живого уголка, за каждого из питомцев которого ответственен конкретный ученик;
6) «исток»: программа нравственного воспитания школьников привлекает к активной работе по духовному развитию ребёнка и его родителей, которых мудрый и образованный педагог направляет, просвещает на коллективных собраниях или индивидуальных консультациях, и которые должны принимать участие в организации соревнований, праздников для своих детей, быть в курсе событий их школьной жизни, душевных переживаний, проблем с учёбой. Конфликтов с одноклассниками и т.п.;
7) красота: программа нравственного воспитания школьников способствует формированию эстетического вкуса у человека в одежде, имидже, музыке, кино, театре, живописи, литературе и т.д., что осуществляется благодаря регулярному посещению музеев, выставок, спектаклей;
8) труд: программа нравственного воспитания школьников обязуется подготовить достойное будущее страны в производственно-экономическом аспекте через прививания ученику уважения, положительного отношения к труду, потребности в интеллектуальной (творческой) или физической деятельности и т.д., что осуществляется через навыки самообслуживания, ухода за рабочим местом и пр.