Программа нравственного воспитания
Программа нравственного воспитания необходима каждому цивилизованному обществу. Началом осознанного восприятия мира можно назвать именно средний школьный возраст. В этот период закладываются критерии лживости и порядочности, трусости и смелости, а также зла и добра, когда и необходима программа нравственного воспитания. Поэтому этот возраст принято считать одним из основных этапов воспитания. Ведь в нем будут закладываться принципы гуманной жизни. В системе нравственного воспитания детей принято выделять такие направления деятельности педагогов, как:
-Патриотическое воспитание
-Потребность в здоровом образе жизни
-Формирование духовности среди учащихся посредством СМИ и литературы
-Эстетическое развитие
-Совместная работа семьи и школы
-Всестороннее развитие детского общественного движения
Стоит отметить, что целью нравственного воспитания детей (что предусматривает программа нравственного воспитания) является превращение социально необходимых требований, которые предъявляются самим обществом, во внутренние стимулы развития личности. Педагоги непременно должны воспитывать в них такие социально значимые качества, как совесть, милосердие, честь, достоинство, на что указывает программа нравственного воспитания. Что же касается понятия «нравственное воспитание», то оно достаточно широкое. При этом развитие нравственных чувств личности является некой сердцевиной воспитания. Если эти чувства воспитаны, то сам человек, как бы непроизвольно, начинает правильно ориентироваться в окружающем нас мире, что гарантирует программа нравственного воспитания. К переживаниям, связанным с нравственными проявлениями, можно отнести отношение к себе, к другим людям, к труду. Это одна из сторон патриотического воспитания, которая также неотъемлемой частью нравственного воспитания. Если говорить о программе нравственного воспитания для средних школьников, то она считается целенаправленным воспитательным процессом. В этом случае предполагается определенная система приемов, методов и форм педагогических действий. В данной программе проблемы нравственного воспитания решаются при помощи таких форм воспитательного воздействия, как конкурсы, классные часы, турниры вежливости, беседы. Коллективная творческая деятельность также является эффективным средством нравственного воспитания детей. Ее направленность можно назвать неким каналом, по которому свою энергию школьник может направить из деструктивного в конструктивное направление. Данная программа нравственного воспитания была ориентирована именно на коллективное сотворчество, которое ставит школьника перед необходимостью понимать и чувствовать настроение товарищей, прислушиваться к их мнению. В этом случае происходит осознание чувства партнера, вырабатывается умение довольно терпимо относиться к ошибкам других детей, а также четко выражать свое мнение. Надо сказать, что воспитание школьников на принципах нравственности – это организация целенаправленных отношений и действий. В приоритете должны стоять такие понятия, как толерантность, миролюбие, ненасилие, что предусматривает программа нравственного воспитания. А проявляется все это в творческой активности личности и активизации социальной деятельности.
Целью программы является именно формирование нравственных ценностей школьников посредством целой системы воспитательных мероприятий. Теперь поговорим о задачах такой программы нравственного воспитания:
-Формирование представлений о необходимости ведения здорового образа жизни и ценностях здоровья в целом.
-Формирование патриотических чувств (любви к земле, где ребенок родился и вырос, любви к Родине).
-Формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
-Обогащение эмоционального мира ребенка.
-Получение знаний о морали и целесообразности моральных норм.
Что же касается конечных результатов, которые ожидаются от этой программы нравственного воспитания, то они таковы:
-Формирование навыков, а также привычек нравственного поведения детей.
-Формирование у детей нравственных чувств и обогащение их эмоционального мира.
-Накопление и обогащение опыта, так называемого, нравственного поведения посредством организации практической деятельности.
-Формирование ответственности у детей за собственное здоровье.
-Получение некоторых знаний о морали и формировании основных моральных норм.
-Значительное снижении агрессивности в поведении детей.