Программа воспитания в детском саду
Программа воспитания в детском саду достаточно насыщенная и очень сложная. Ведь в большинстве случаев именно в детском саду малыш впервые в жизни ощущает себя в коллективе себе подобных (по возрасту, полу, потребностям, привычкам, уровню развития), причем вне семейного очага и заботы, внимания родителей. Можно сказать, что полноценная и прогрессивная программа воспитания в детском саду призвана заложить основы самостоятельности, самосохранения, самозащиты и ответственности ребёнка за себя, учитывая тот факт, что теперь, в отличие от семьи, не только он (или она) является центром всеобщего внимания, восхищения и обожания.
Кроха в полной мере осознаёт, что детский сад распахнул для него (неё) на новую, более высокую и сложную ступень жизни и этап взросления, что характеризуют усердная наблюдательность, страстная любознательность, стремление к познанию окружающих людей, представителей флоры и фауны (скажем, методом поливания цветов, подкармливания птиц различных видов), интригующих загадок природы, избыток энергии, фонтанирование идей. Поэтому программа воспитания в детском саду развивает речь, обогащая её всевозможными определениями и эпитетами для живописного и экспрессивного описания элементарных и предметов и одушевлённых объектов по цвету, размеру, форме, функциям и пр. и устанавливая связь между ними, что прекрасно расширяет воображение.
Конечно, программа воспитания в детском саду, в первую очередь, настроена на усовершенствование произношения (артикуляции), орфоэпии (в том числе правильное расставление ударений) и культуры речи, особенно у детей из неблагополучных семей, где постоянно звучат нецензурные выражения, оскорбления, низкая лексика. И уже спустя определённое время систематического обучения прилежный ученик сможет красочно и красиво, используя высокую лексику, поделиться с помощью законченных кратких и развернутых предложений своими эмоциями, впечатлениями, знаниями, мыслями и мечтами.
Безусловно, если родители жалеют своё чадо и не нагружают его простыми обязанностями, то как раз программа воспитания в детском саду приучает малыша к усердному и эффективному индивидуальному или коллективному труду (доведённое до конца дело), а также навыкам самообслуживания. Поэтому дитя, воспитанное и в детском саду, как правило, знает цену работы своей и уважает чужой труд с раннего детства. Программа воспитания в детском саду учит и нравственно оценивать собственные действия и поступки окружающих ровесников – как положительные (героические), так и отрицательные (преступные). Так осуществляется первое понимание таких ценностей, как дружба, любовь, справедливость, честность, смелость, милосердие, доброжелательность и т.д., что проявляется в отношении ребёнка к своим сверстникам, воспитателям, животным, игрушкам, различным предметам.
Очень важно на данном этапе развития ребёнка заметить его талант, что предусматривает программа воспитания в детском саду в виде художественных заданий, игр, викторин, психологических тестов. Например, ещё в столь маленьком возрасте можно увидеть склонность малыша к вокальному, композиторскому, танцевальному искусству, живописи, лепке, сценической игре, цирковому мастерству, а также интерес к гимнастике и другим видам спорта, скульптуре, иностранным языкам и т.п., что, конечно же, немедленно нужно развивать. В этом и заключается программа эстетического воспитания в детском саду, где, возможно, пусть пока и неосознанно, ребёнок узнает своё призвание и выберет профессию.
Вне всякого сомнения, все воспитатели должны научить ребёнка благодарности, приветливости, вежливости, щедрости, гостеприимности, альтруизму и позитивному взгляду на мир и себя в нём, а также добропорядочному отношению к членам семьи и домашним питомцам.
Именно такая программа воспитания в детском саду поможет даже молодыми и неопытным родителям вырастить полноценную личность.