Программа воспитания в начальной школе
Программа воспитания в начальной школе преследует цель развить заложенные генетически задатки малыша и преобразовать их в социально значимые свойства личности, являющейся частью социума. Реализация этой цели достигается путем воспитания и обучения ребенка. Конечным результатом процесса воспитания должна стать гармонично развитая личность
Обязательным пунктом в процессе обучения, что предусматривает программа воспитания в начальной школе, является активное участие самого малыша. Это легко достигнуть с помощью тематических игр, познавательных уроков и бесед, развития духовной составляющей, привития ребенку навыков трудовой и предметно-практической деятельности.
В процессе воспитания на ребенка воздействуют ряд факторов, которые программа воспитания в начальной школе разделяет на две основные группы. К первой группе относятся факторы прямого влияния, коими являются школа, семья, компания, в которой ребенок постоянно вращается. Второй группой являются факторы непрямого влияния, такие как культура в целом, система образования, государство и планета.
В начальной школе перед педагогом ставится ряд задач по воспитанию подрастающего поколения. Первоочередными являются:
- физическое развитие (развитие физических данных школьника);
- индивидуальное развитие (выявление наклонностей и их дальнейшее развитие);
- личностное развитие (воспитание личностных качеств, которые необходимы для жизни в обществе).
Чем раньше начинается процесс воспитания, тем лучшие результаты мы имеем в итоге. Также очень важно, чтобы родители, воспитатели в дошкольном учреждении и учителя в школе привили ребенку мысль, что всего можно достигнуть через упорный труд и настойчивое овладение навыками и знаниями.
Программа воспитания в начальной школе подразумевает решение еще ряда задач, способствующих достижению конечной цели. Преподаватель должен постараться сделать следующее:
- формирование в классе соответствующей благоприятной нравственной, духовной и эмоциональной среды. Такая атмосфера поможет каждому ребенку наиболее полно раскрыться и самореализоваться, а также с максимальным эффектом впитывать в себя новые знания и умения;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс, что будет дополнительно помогать и стимулировать малыша для достижения положительных результатов;
- сформировать классный коллектив учащихся как единую семью, что в конечном итоге должно вылиться в возможность качественного ученического самоуправления;
- создать адекватную систему мониторинга воспитательной системы для возможности своевременного внесения изменений в воспитательный процесс.
Данная программа воспитания в начальной школе при правильной ее трактовке и реализации позволяет создать в школе и классе эмоционально привлекательную обстановку для детей. Говоря другими словами, дети должны стремиться идти в школу, они не должны ощущать психологический дискомфорт во время пребывания в учебном учреждении. Трудность заключается в том, что эта цель может быть достигнута при максимальном стремлении учителей, родителей и самих детей. При выпадении даже одной составляющей этого треугольника гармонию психологического комфорта создать достаточно трудно.
Воспитательная работа, осуществляемая в рамках программы, состоит из:
- организации экскурсионных и общеобразовательных мероприятий (путешествий);
- организованных походов по родному краю;
- проектной и исследовательской деятельности;
- организации в учреждении конкурсов, викторин и праздничных мероприятий;
- привлечение учащихся в разнообразные кружки творчества и секции по интересам.
Оптимальным будет реализация в четыре этапа, что предусматривает программа воспитания в начальной школе, каждый из которых можно реализовывать под лозунгом:
1. Познай себя – это интересно!;
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
Хотя программа и рассчитана на 4 года начальной школы, продолжительность каждого этапа не обязательно совпадает с длительностью учебного года. Все зависит от особенностей развития класса, полноты и быстроты усвоения необходимой информации, предлагаемой на каждом этапе.