Психологическое воспитание детей
Психологическое воспитание детей играет главенствующую роль в воспитании. В том, какое направление выберет ребенок для личностного роста, большую роль сыграет мотив самоутверждения, собственного благополучия и личного покоя. Коллективистическая направленность может возникнуть в том случае, если поступки человека будут мотивированы главным образом интересами и нуждами этого самого коллектива, группы или других людей. Могут преобладать коллективистические или же альтруистические мотивы. А могут лидирующими мотивами стать те, которые вырастают из самой деятельности – это стремление к учебному процессу, к знаниям, истине, утверждает психологическое воспитание детей. Таким образом, может преобладать деловая направленность.
Для того, чтобы понять мотивы сегодняшнего поведения ученика, психологическое воспитание детей гласит, что воспитателю необходимо знать историю его становления, развития его личности. В получении информации могут не помочь прямые вопросы, поэтому придется выбрать путь косвенных намеков. Чтобы получить данные об ученике, можно спросить его оценку поведения другого человека или одноклассника – Как бы он поступил на месте этого человека? И т.д. Но психологическое воспитание детей требует учитывать, что одинаковые мотивы и схожие потребности могут по-разному проявляться в поведении разных учеников. Например, если у обоих учеников есть желание помощь товарищу, но могут крайне отличаться способы оказания этой помощи. Один может помочь сочувствием и общением, а другой – конкретным делом. Зачастую выбор способа зависит от того, каким образом эта потребность удовлетворялась до сих пор. Ребенок может делать правильный выбор, основываясь лишь на привычке и традиции, не понимая осознанно норм и правил, диктующих такое поведение. Тут могут быть расхождения между формами поведения, к которым ребенок привык, и мотивами. Такие особенности имеет психологическое воспитание детей.
Поэтому важное место психологическое воспитание детей отводит формированию привычек. Закрепившиеся привычки, правила поведения считаются личностными качествами и чертами характера. Благодаря такой привычке, ребенок поступает правильно, даже не задумываясь, буквально автоматически. И по-другому поступить он не может. Психологическое воспитание детей отмечает, что он совершает поступок в полном соответствии с заложенной в нем формой поведения. Сложившийся стереотип не позволит ему поступить по другому.
Может быть наоборот, когда школьник имеет правильные представления о том, как нужно поступать в той или иной ситуации, но у него нет привычки поступать верно. Поэтому его жизнь и весь процесс обучения следует организовать таким образом, что привить нужную группу привычек. Поэтому психологическое воспитание детей - это не только формирование мотивов поведения, но и форм и способов поведения, которыми могут эти мотивы реализоваться. Но формы, которые вы выберете что проводить психологическое воспитание детей должны быть доступны для ребенка и по восприятию, и по возможности их осуществить.