Система образования и воспитания
Система образования и воспитания нужна для того чтобы знания имели систематизированный характер. Процесс воспитания имеет целенаправленный характер. Предполагается определенная направленность усилий воспитания, осознание конечных целей, к которым оно должно привести. В состав воспитательного процесса включается содержание и цели его достижения. Цели, которые ставит система образования и воспитания, напрямую зависят от ценностей и идейных установок, провозглашенных в конкретном обществе.
Изменения кардинального плана, которые имели место в российском обществе за последние годы, из-за которых пострадала система образования и воспитания, вызвали некоторый дисбаланс в ценностях и идейных установках населения. Прежние нормы и идеалы, которые имела система образования и воспитания, уже утратили свою актуальность, в то время как новые еще не успели сложиться.
Во властных кругах и в публицистике начали говорить о необходимости выработки новой идеологии, чтобы была четкая система образования и воспитания. Но стоит отметить, что любая идеология представляет собой социально-заинтересованный односторонний подход определенных социальных классов или групп к решению проблем, и они стремятся навязать свой подход другим, преподнося ее как господствующую идейную ориентацию.
В педагогической теории и практике на мировом уровне уже достаточно давно пришли к мнению, что система образования и воспитания не должна зависеть от любых изменений конъюнктурных ситуаций, и тем более от идей и взглядов правящих кругов в данный момент. Система образования и воспитания подрастающего поколения – слишком ответственное и серьезное дело, и его основу должны составлять постоянные ценности и идеи. Поэтому идейной основной, которую имеет система образования и воспитания, должны служить проверенные временем и практикой гуманистические принципы.
Под гуманизмом в первую очередь система образования и воспитания понимает человечность людей, каждого отдельно взятого человека, любовь и терпеливое отношение к людям, уважение к другой личности. Говоря более общими словами, под гуманизмом понимается система ценностей, в основе которых лежит признание человека, как наивысшей ценности в обществе.
Подобное толкование гуманизма придает ему идею общественного идеала. Человек, вступая в такой круг как система образования и воспитания, выступает как самая высокая цель общественного развития, которое обеспечивает все необходимые условия для полной и полноценной реализации его потенциалов, а также достижения органичности в духовной, социальной и экономической сферах жизни. То есть, по принципам гуманизма, конечная цель. которую ставит система образования и воспитания – создание возможностей для каждого человека для становления полноценного субъекта общественности, а также общение и познание. То есть, человек должен стать свободным и самостоятельным существом, который понимает и готов нести ответственность за все происходящее вокруг него в мире.
Содержательная сторона в данном случае означает проявление гуманистических принципов и общечеловеческих ценностей, то есть таковых, которые имеют значение не только для узкого круга людей, но для всего человечества в целом. В определенной степени они присутствуют во всех общностях и социальных группах, в каждом народе, хотя и могут иметь различную степень проявления. Степень выраженности в данном случае может зависеть от исторических и культурных особенностей развития, от традиций и религиозности, от типа цивилизации.
Также к общечеловеческим ценностям можно отнести те, которые не имеют социальной или исторической локальности и имеют абсолютный характер. Их еще называют вечными ценностями. Люди, которые глубоко верят в религию, осмысливая эти ценности с религиозной точки зрения, считают, что они наделены божественностью и имеют природное божественное происхождение. Та же категория людей, которая не склонна к верованию в религию, склоняется к тому, что общечеловеческие ценности, которые реализует система образования и воспитания – это результат многовекового опыта и стремлений человечества.
Имея различный подход к источникам возникновения и гарантам подобных ценностей, обе категории людей (верующие и неверующие) все же осознают постоянный характер общечеловеческих ценностей. Именно поэтому они являются идеалом и образцом поведения для множества людей.
К примеру, любовь к Родине. Система образования и воспитания прекрасно вписывает ее в идеи ценностей гуманистических, однако, это не означает, что общечеловеческие ценности должны трактоваться как космополитические. Они имеют свою особую выраженность у каждого народа, и она зависит от культурно-исторических особенностей развития того или иного народа или страны. Поэтому можно говорить о том, что любые общечеловеческие ценности находят свое выражение через конкретное проявление. Каждый конкретно взятый человек – это гражданин конкретного государства, представитель конкретной народности и нации. И любое общечеловеческое начало находит свое проявление в определенных конкретных социальных проявлениях, которые дает система образования и воспитания. Поэтому общечеловеческие принципы, которые диктует система образования и воспитания, не противоречат, а наоборот, предполагают воспитание конкретного гражданина как патриота свое Родины. Отсюда и вывод, что гуманизм предполагает наличие патриотизма, проявления любви к своей Родине, а также уважение традиций и законов в своей стране.
Гуманизм также предполагает признание определенной личностью в качестве ценности все остальные личности, а также проявление любви к ним. Ведь изначально термин «гуманизм» отождествлялся с термином «человеколюбие». Именно поэтому гуманизм предполагает стремление к коллективизму и общности, а также взаимоподдержку между людьми. В общественном сознании народа это качество гуманизма получило необычайный сильный импульс к развитию. Ведь в русской философии, система образования и воспитания дала такой результат - одной из основополагающих идей является идея соборности.
В нашем государстве изначально основной целью учебного и воспитательного процесса считается подготовка специалистов высокого класса, который будет способен с максимальной эффективностью работать на благо государства. Гуманизм в воспитательном процессе требует ставить во главу воспитательного процесса сознание личностью предпосылок для полноценной самореализации личности.