Социально педагогическое воспитание
Социально педагогическое воспитание мы рассмотрим в нижеприведенной статье. Развитие любой науки неуклонно ведет к тому, что основные понятия в ней объединяются и укрупняются, создавая тем самым определенные категории науки, под которыми понимаются наиболее общие понятия, которые лежат в основе всех остальных, имеющих отношение к данной науке.
То есть, каждая наука имеет свою понятийно-категориальную систему, которая отражает взаимосвязь между понятиями, входящими в данную науку. Вместе с тем, понятийная система в любой науке имеет взаимосвязи с другими науками и их понятиями, если они изучают одни и те же объекты. Социально педагогическое воспитание в данном случае не исключение, его система понятий тесно взаимосвязана с понятиями и терминами таких наук, как социология, педагогика и ряд других наук, в основе которых – изучение человека.
На определенном этапе в каждом обществе социально педагогическое воспитание обретает некоторую автономность, когда доходит до определенного уровня сложности, требующей организации специальной деятельности, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в данном социуме. Стоит отметить, что в ранние периоды существования любого общественного строя, а также в архаичных обществах (которые все еще сохранились в современном мире) такие элементы как воспитание и социализация практически неразделимы и даже синкретичны, образуя социально педагогическое воспитание. Основное отличие воспитательного процесса от социализации как хаотичного процесса в том, что в его основе лежат конкретные социальные действия.
М.Вебер, ученый из Германии, который стал автором этого понятия, определил социально педагогическое воспитание как действие, которое направлено на разрешение конкретных проблем и ориентированное на ответную реакцию со стороны других лиц (партнеров), или же иная трактовка: действие, которое предполагает осмысление каждым отдельно взятым субъектом всех возможных ответных реакций со стороны людей, с которыми происходит данное взаимодействие.
Социально педагогическое воспитание определяется как процесс, носящий дискретный характер, так как его планомерность требует осуществления его в определенных организациях, оно ограничено временем и местом.
Социально педагогическое воспитание – одно из основополагающих категорий в педагогике. И несмотря на это, нет определенного и общепринятого определения данного термина. И это во многом объясняется его многозначностью. Ведь социально педагогическое воспитание можно рассматривать как процесс и как явление, как деятельность и как систему, как воздействие, как ценность и т.д. в приведенном ниже определении произведена попытка отразить общее понимание воспитания, как процесса относительно социализации, находящейся под социальным контролем, но при этом не затронуты такие аспекты воспитания, как религиозное, семейное, социальное, диссоциальное, коррекционное и другие формы воспитания.
Итак, социально педагогическое воспитание – это целенаправленное и осмысленное формирование человека, которое способствует его адаптации в обществе и создает условия для его обособления в тех условиях и с учетом той специфики, в которой оно осуществляется.
Большинство исследователей в таком понятии как социально педагогическое воспитание выделяют:
- социально педагогическое воспитание как формирование человека под общественным влиянием. В данном случае происходит некоторое отождествление понятий воспитания и социализации;
- социально педагогическое воспитание как целенаправленный процесс, осуществляемый в специальных воспитательных и учебных учреждениях;
- воспитательная работа педагога с целью формирования у детей определенной системы взглядов и убеждений;
- социально педагогическое воспитание как решение конкретных задач, это наиболее узкое значение данного понятия.