Социальное воспитание дошкольников
Социальное воспитание дошкольников - важная часть программы развития ребенка. Самые благоприятные условия для нравственного развития детей создаются именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит не только расширение и перестройка системы взаимоотношений между ребенком, а также их сверстниками и взрослыми, но и значительно усложняются виды деятельности, возникает совместная деятельность со сверстниками, поэтому можно начинать социальное воспитание дошкольников. Стоит напомнить о том, что в раннем детстве ребенком был освоен широкий круг предметных действий. Еще тогда он «открыл» для себя способы употребления предметов. Такое «открытие» в итоге привело его к взрослому, как к носителю общественного способа выполнения этих действий, а также как к образцу, с которым он себя сравнивает. Ребенок начинает довольно пристально присматриваться к миру взрослых людей, выделяя в нем взаимоотношения, происходящие между ними. Социальное воспитание дошкольников добивается того, что дошкольник смело постигает мир человечески отношений, открывает для себя законы, по которым и строится взаимодействие людей, иначе говоря, нормы поведения. В своем стремлении стать взрослым, дошкольник подчиняет все свои действия общепринятым нормам и правилам поведения.
Социальное воспитание дошкольников предполагает то, что сюжетно-ролевая игра становится ведущим видом деятельности. Благодаря ней, ребенок может начать моделировать поведение, взаимоотношения и действия взрослых людей. Причем, на первый план выходят именно отношения между людьми, а также смысл их труда. Выполняя те или иные роли, ребенок учится действовать согласно с нравственными нормами, которые были приняты в человеческом обществе.
Социальное воспитание дошкольников имеет такой нюанс. Нравственное развитие детей дошкольного возраста включает в себя три взаимосвязанные сферы, на которые направлено социальное воспитание дошкольников. К примеру, в сфере моральных знаний, представлений, суждений, иначе говоря когнитивной сфере, дети знакомятся с различными сторонами морального общественного сознания (пониманием критериев моральной оценки, пониманием моральных ценностей). Овладев моральным поведением, что обеспечивает социальное воспитание дошкольников, ребенок может делать правильный моральный выбор уже не на словах, а в действии. Если говорить о сфере морально ценных переживаний, то тут у ребенка складываются морально ценные, а также морально одобряемые отношения к другим людям. Социальное воспитание дошкольников добивается того, что у ребенка происходит формирование альтруистских и гуманистических чувств и отношений, к примеру, внимания к интересам и нуждам других людей, способность сочувствовать бедам и радостям, переживать вину при нарушении норм.
Социальное воспитание дошкольников предполагает целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой и уникальной личности, обеспечения роста и дальнейшего совершенствования, как творческих, так и нравственных сил этого человека. А все это происходит через построение общественной практики, в условиях которой то, что пока у ребенка находится в зачаточном состоянии, лишь составляет возможность превращения в действительность. С одной стороны, действует это в полном соответствии с нравственным образцом, принятым в обществе, а с другой стороны, преследуется цель достичь максимального развития индивидуальных способностей каждого, отдельно взятого ребенка. Эту задачу преследует социальное воспитание дошкольников.
Самым главным препятствием на пути достижения смысла своей жизни, по Л. Н. Толстому, служит обессмысливание представления о жизни, которое происходит в результате полного порабощения человека «плотью». А вот освобождение из-под ее власти способно вновь вернуть человека к самому себе, к нравственному и духовному человеческому существу. Это некое открытие в себе бесконечности своей сущности, которая в итоге становится единственным реальным основанием бесконечности своего существования. По мнению писателя, это и есть тот высший смысл, который в одночасье может стать доступным абсолютно каждому человеку.