Социальное воспитание личности
Социальное воспитание личности - одно из главных условий успешного в будущем человека. Как заметили социологи, на развитие человека значительно влияние оказывают микрофакторы, посредством тех лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь человека. Их называют агентами социализации, и состав подобных агентов меняется в зависимости от возрастных этапов, на которых находится определенный человек. К примеру, доя детей или подростков в качестве агентов выступают их родители, братья или сестры, родственники, соседи, учителя, сверстники. Они и осуществляют социальное воспитание личности. В юношеском возрасте или молодости в число агентов может добавиться супруг (а), сокурсники, коллеги по работе. В более зрелом возрасте к их числу можно также прибавить собственных детей, а в пожилом возрасте – уже и семьи детей. Как утверждает И.С. Кон, любая иерархия, независимо от степени влияния и значимости, зависит от структуры семьи, системы родства и общественного строя.
Процесс, который подразумевает социальное воспитание личности происходит при помощи достаточно широкого набора средств, которые можно назвать специфичными для каждого конкретного общества, возрастного этапа и социального слоя. К их числу относят способы ухода за младенцем и его кормления, методы наказания и поощрения, принятые в семье, в учебной группе, в коллективе, а также различные типы и виды отношений в основных сферах жизни человека (социальное воспитание личности это и общение, познание, спорт, предметно-практическая, духовная деятельность, игра и т.п.).
Как показывают исследования, чем лучше организация в социальной группе, где происходит социальное воспитание личности, тем больше вероятность того, что оно окажет социализирующее влияние на конкретную личность. Но социальные группы по своим возможностям оказывать влияние не однозначны в различные периоды развития человека. Так, в детском возрасте преобладающее влияние на ребенка оказывает семья. В подростковом возрасте и в юношестве намного значительней становится влияние сверстников и друзей, а в зрелом возрасте основное влияние уже оказывает коллектив по работе, а иногда даже отдельно взятые личности. Но есть и такие факторы, ценность и влияние которых сохраняется на всем протяжении жизни человека и оказывает социальное воспитание личности. К ним можно отнести ментальность, нацию, этнос.
Факторы, которые имеет социальное воспитание личности вступают также и факторами, формирующими личность. Но факторы формирования личности еще и дополняются таким составляющим, как биологический фактор. Некоторые зарубежные методики в педагогике выводят этот фактор на первое место по значимости. Некоторые ученые считают, что такие факторы, как среда, воспитание и обучение – это лишь условия, дающие возможность для саморазвития и полного проявления природно-обусловленных особенностей личности.
Природные особенности в таком деле как социальное воспитание личности – это достаточно важные предпосылки, но их нельзя назвать основными движущими силами для формирования конкретной личности. Так, мозг (представляет собой биологическое образование) – это всего лишь предпосылка для появления в нем сознания, в то время как сознание – это уже продукт общественного существования человека. Чем сложнее образование по своему психическому строению, тем меньше его зависимость от природных особенностей. Ведь природные особенности в таком вопросе как социальное воспитание личности всего лишь обуславливают различные способы и пути для формирования психических свойств, их влияние может сказываться на уровне, который способен достичь конкретный человек в той или иной определенной области. На саму личность они оказывают лишь косвенное влияние и социальное воспитание личности.
Семья – наиболее важный институт, играющий роль в таком деле как социальное воспитание личности. Ведь именно в пределах семьи каждый человек получает свой первый опыт взаимодействия с другими личностями. На определенном отрезке жизни для ребенка семья – это единственный источник для получения подобного опыта.
Если в семье происходит деформация любого рода, то это непременно сказывается на развитии ребенка как личности. Семья может деформироваться в двух вариантах: структурно или психологически. Под структурной деформацией понимается непосредственное нарушение структурной целостности семьи, это чаще всего связано с отсутствием кого-то из родителей в семье (хотя в более ранние времена к ней также относили отсутствие бабушек и дедушек). Психологическая же деформация семьи связана с нарушениями отношений между личностями в семье, а также с принятием в семье и последующей реализацией асоциальных установок или ценностей. Проведено достаточно большое количество исследований, которые доказывают влияние факторов неполной семьи на формирование ребенка как личности и социальное воспитание личности. К примеру, мальчики очень остро воспринимают факт отсутствия отца в семье, это приводит к таким возможным последствиям, как агрессия, задиристость, беспокойство. Особенно разница между мальчиками из полных и неполных семей заметна в первые годы их жизни.