Современные технологии воспитания
Современные технологии воспитания, безусловно, максимально адаптируют ребёнка на каждом этапе его развития к нынешним условиям жизни, реальным возможностям и перспективам, потребностям общества и запросам времени – одним словом, духу и ритму эпохи в культурном, социальном, политическом, экономическом, образовательном и прочих аспектах. Поскольку сегодня во всём мире принято считать, что мессией является просвещённый запад, а достойным примером для подражания становится во всех сфера обучения, производства, коммуникации США (страна гуманизма и свободомыслия), то современные технологии воспитания, постепенно внедряемые в соответствующие структуры на постсоветском пространстве, ориентируются непосредственно на западные системы.
Вообще, педагогические технологии воспитания, как отдельное направление, появились совсем недавно – в 70-е годы прошлого века. Тогда, равно как и сейчас, технологии воспитания объединили и неразрывно связали три главенствующих процесса развития личности: управление учебным и воспитательным действием, проектирование и анализ результатов работы. Именно по этим трём главенствующим критериям, а также по способности самостоятельно разрабатывать современные технологии воспитания в соответствии с конкретными условиями и с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Поэтому современные технологии воспитания в педагогике означают, прежде всего, совокупность взаимообусловленных общими целями, задачами, взаимодополняющими функциями методов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса с гармоничным развитием личности в физическом, моральном, эстетическом, интеллектуальном и прочих аспектах. По своей сути, все современные технологии воспитания объективны и универсальны, поскольку являются базисным и единственно верным вариантом взросления личности и поэтапного развития её способностей. Вместе с тем, современные технологии воспитания должны учитывать и исключения – например, дети-индиго, а также дети-сироты, дети-инвалиды (с ограниченными физическими, но не психическими, умственными возможностями).
На основе вышеизложенных аспектов можно сделать понятный вывод о том, что технологии воспитания на современном этапе развития человечества представляют собой систему аргументированных приёмов, что способствуют установлению отношений между субъектами данного процесса – педагогом и учеником, – которые настроены на достижение в ограниченные сроки конкретной цели – качественного обучения, включая приобщение детей к общечеловеческим ценностям, шедеврам культуры и искусства.
В любой цивилизованной стране мира современные технологии воспитания включают в себя такие важные факторы, как: диагностика, проектирование, конструирование, организация, управление и контроль. Все технологии воспитания характеризуются информационным, личностно-ориентированным и продуктивным направлением. Если говорить проще, то современные технологии воспитания реализуются по определённому логическому плану: 1) научно и социально обоснованные требования к будущему полноценному гражданину государства; 2) передача социального опыта; 3) постановка главной цели и сопутствующих задач; 4) многоракурсная профессиональная оценка ученика; 5) полноценная организация творческого процесса; 6) мотивация и ориентация на успех; 7) поэтапный комплексный анализ результатов воспитания.
Таким образом, все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму: 1) подготовительный этап (пробуждение интереса к знаниям у ребёнка); 2) психологический настрой (вступительное слово); 3) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности); 4) завершающий этап; 5) планы на будущее.