Средства воспитания дошкольников
Средства воспитания дошкольников очень разнообразны, однако должны уникальным образом сочетать в себе универсальность (дабы всесторонне подготовить ребёнка в соответствии с современными условиями жизни, запросам общества с социальной, культурной, производственной, экономической, политической точки зрения) и индивидуальность (чтобы воспитать настоящую личность с чёткими принципами, ценностями, мировоззрением). Таким образом, разнообразные средства воспитания дошкольников призваны дать малышу основополагающие навыки, знания, умения для адаптации к нынешним обстоятельствам и возможности благополучной жизнедеятельности при любых непредвиденных условиях.
Поэтому практически все средства воспитания дошкольников, прежде всего, полагаются на стопроцентное знание и качественное прививание детей до 7 лет санитарно-гигиенических норм, что гарантирует правильное развитие организма (в физиологическом, интеллектуальном, психическом, духовном аспектах) и сохранение здоровья, – культура тела (физические упражнения, умеренные нагрузки), правильное питание (сбалансированный рацион), достойное жильё (приемлемые коммунальные услуги) и высококлассное образование. Вообще, в первую очередь, многие средства воспитания дошкольников полагаются на физическое развитие с целью выработать у ученика быструю адаптацию, реакцию, решительность, ловкость, выносливость, терпеливость и т.д.
Тем не менее, педагогические средства воспитания дошкольников и в условиях детского сада, и на домашнем обучении (мама, няня, гувернёр) обязаны дать представление малышу об элементарных действиях по самообслуживанию, чем должен в совершенстве овладеть ребёнок перед поступлением в школу: 1) навыки приёма пищи (простые нормы этикета, название и применение столовых приборов, тщательное пережёвывание, порционное и своевременное поглощение и т.д.); 2) навыки ухода за телом и лицом (купание, умывание, причёсывание, забота о волосах, ногтях, зубах); 3) навыки соблюдения порядка и норм культуры поведения в обществе (манеры, внешний вид, походка, речь и пр.).
Безусловно, к приходу в начальные классы средства воспитания дошкольников в основном сосредоточены на развитии опорно-двигательной системы, что обеспечивают главные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.д.), активные игры (преимущественно спортивного характера – футбол, баскетбол, волейбол и пр.), спортивные упражнения (гимнастика, аэробика, коньки, лыжи, сани), туристические путешествия (в леса, горы, речные, морские прогулки). Подобные жизненно важные (с физической, культурной, интеллектуальной позиции) мероприятия реализуют на практике такие средства воспитания дошкольников: 1) гигиенические процедуры (здоровый образ жизни, правильный режим сна, энергичной и типичной работы и отдыха, комплексный рацион питания, уход); 2) периоды закаливания и укрепления здоровья, выдержки организма к кардинальным и резким сменам условий окружающей среды; 3) физические нагрузки.
Конечно, те или иные средства воспитания дошкольников изменяются в соответствии с взрослением и персональными возможностями, способностями ребёнка по освоению конкретной программы обучения, определённых навыков, а также в зависимости от состояния его здоровья (физического и психологического), наличия талантов или патологий, благосостояния (материального и духовного) его семьи. В любом случае, чтобы средства воспитания дошкольников были эффективными, необходима их чёткая систематизация, ритмичность и чередование взаимосвязанных рефлекторных действий, что не приводят к переутомлению малыша.