Воспитание детей сирот
Воспитание детей сирот - очень хлопотное и сложное дело. Воспитание детей сирот имет свои особенносит. Воспитание детей сирот часто вызывает трудности у работников учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без родительского попечения. Нередко дети имеют какие-либо психологические дефекты. Первоначальной причиной такого дефекта могут быть как биологические, так и социальные факторы. Но наиболее часто встречается сочетание тех и других. Воспитание детей сирот осложняется тем, что дети, поступающие в такие учреждения, не имеют медицинских карт. А вместе с этим невозможно установить биологические механизмы развития, так как отсутствует картина развития ребенка в перинатальном и младенческом возрасте.
При рождении ребенок не владеет речью. Речь ребенка формируется лишь при определенном уровне развития головного мозга, слуха и артикуляционного аппарата ребенка.
Воспитание детей сирот должно проходить с учетом того, что речь может возникнуть только при определенных биологических предпосылках, а самое главное – при нормальном функционировании и развитии центральной нервной системы. Если речевая система нарушена в детском возрасте, то она рассматривается как слабая система. Прежде всего это проявляется в слабом речевом внимании. Речевой сигнал, обращенный к ребенку, не вызывает у него ответного интереса, так как слишком слаб для него. Большая часть из сказанного такому ребенку не воспринимается и не понимается, а может быть понято совсем не правильно. Речевая слабость ребенка выражается легкой ранимостью, быстрой утомляемостью и опасным запредельным торможением.
Воспитание детей сирот педагоги должны осуществлять, зная, что нарушения в формировании познавательных процессов и некоторых психических функций являются причиной плохой успеваемости в школе детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах, центрах помощи детям, оставшимся без родительского попечения. Нарушение формирования таких психических функций, как развитие внимания, мышления и памяти, может привести к нарушению формирования речи.
Воспитание детей сирот требует помнить, что нарушения речи, возникающие у взрослого человека, очень быстро обращают на себя внимание окружающих и воспринимаются ими как патология. Нарушение речевого процесса у ребенка не сопровождается таким пристальным вниманием, поэтому выявление дефектов происходит слишком поздно. Это происходит потому, что у ребенка речь находится в стадии формирования, и очень сложно определить границу между нормой и патологией.
Воспитание детей сирот должно учитывать, что в сравнении со взрослыми, нервная система ребенка намного лабильнее, поэтому огромное значение имеют компенсаторные приспособительные механизмы, которые позволяют за счет сохранных мозговых систем организовать эту функцию. Эти механизмы приспособления должны стать основой для логопедической работы с ребенком с помощью дифференцированных приемов. Однако работу по формированию речи необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка не может быть пластичной бесконечно, с возрастом пластичность понижается. Для успешного освоения школьной программы необходимо сформировать речь ребенка к моменту его поступления в школу. Компенсаторные механизмы взрослых намного слабее.
Воспитание детей сирот требует особого подхода, ведь неспособность к адаптации является одной из наиболее существенных пробем школьного воспитания. Особенно остро эта проблема стоит с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечения. Неправильная оценка причин и характера трудностей, которые возникают у ребенка в начальной стадии обучения, позднее выявление детей, которые не способны к обучению, которое требует высокого уровня познавательной деятельности ребенка и ко всей его личности в целом, вызывает возникновение проблем еще более сложных, которые с каждым годом становится все труднее преодолеть.
Общепринятое мнение ставит воспитание детей сирот и обучение социальных сирот задачей общей педагогики. Однако возникающие проблемы при применении новых технологий и программ, несмотря на их широкий выбор, призывают к повышенному вниманию со стороны социальной педагогики к трудностям депривированных детей, поскольку такие дети чаще всего имеют комплексные проблемы: речевые нарушения сопровождаются у них задержками в психическом развитии. У детей-сирот могут наблюдаться такие проблемы как трудности в дифференциации словесных структур, неспособность программировать и грмматически структурировать речевые высказывания, речевая интактивность, проблемы в пополнении словарного запаса словами, которые выражают сложные отношения и качества – это является не только речевым нарушением, но и проявлением особенностей познавательной деятельности ребенка.
Воспитание детей сирот требует учитывать все эти факторы, они должны стать основой для комплексной работы, которая поможет преодолеть речевые дефекты у детей, оставшихся без родительского попечения, и детей-сирот.
Правильное воспитание детей сирот поможет преодолеть дефекты речи детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, в возрасте 5-18 лет, которые воспитываются в детских домах и реабилитационных центрах.
Границы коррекции не случайно имеют такой широкий диапазон. Работа с такой группой детей, которые не получили необходимую логопедическую помощь вовремя из-за разных причин, показывает, что дети, поступающие в учреждения до 18 лет, обнаруживают комплекс расстройств речи: задержку в речевом развитии, общую недоразвитость речи, нарушения в произношении звуков, часто это все отягощается нарушением чтения и письма и дизартрическим синдромом.
Воспитание детей сирот имеет такие главные направления коррекционно-логопедической работы следующие:
Воспитание детей сирот имеет определение уровня речевого развития ребенка.
Работы по коррекции нарушений в развитии письменной и устной речи детей.
Коррекция формирования на сенсорном уровне психофизиологических предпосылок речевого развития.
Разъяснительная работа среди педагогов учреждений по вопросам логопедии.
Цель данной работы: создать необходимые условия для изучения, коррекции и необходимого развития речи детей для их успешного приобщения к окружающему социуму.
Воспитание детей сирот ставит перед собой следующие задачи:
Предупреждение проблем, возникающих при обучении детей в школе и адаптации.
Подготовка детей сирот к школе.
Тренировка мелкой моторики пальцев.
Совершенствование артикуляционной моторики (динамической и статической организации движения, переключение объема, точности, темпа движений).
Развитие слухового внимания и восприятия.
Развитие зрительных восприятий и памяти.
Развитие чувства ритма.
Формирований умений и навыков произносить слова.
Коррекция проблем при произнесении изолированных звуков, автоматизации звуков в отдельных словах и словосочетаниях, предложениях и связной речи; определение звуков.
Формирование навыков синтеза и анализа звуков.
Коррекция слоговой структуры слов.
Усовершенствование грамматических и лексических средств языка.
Развитие умений связной речи.
Корректировка дислексии и дисграфии.