Воспитание и обучение школьников
Воспитание и обучение школьников тесно связано с воздействием на духовную сферу личности, оперированием системой таким понятий, как «ценности отношения – деятельность». Что же касается специфики экологического образования, то она связана с воздействием на интеллект, формирующимся сознанием, оперирование системой «сознание мышления – знание деятельности». Надо сказать, что воспитание и обучение школьников обладает следующими особенностями:
-Актуализация идеи о неразрывной связи, как духовной, так и физической деятельности человека с природой;
-Рассмотрение разного рода экологических проблем в системе глобальных проблем;
-Воспитание и обучение школьников изучает направленность на цели охраны окружающей среды, а именно сохранение эстетических и гигиенических достоинств, сбережение генофонда биосферы, рациональное использование природных ресурсов.
Учитель, проводя воспитание и обучение школьников, использует пример и поощрение для того, чтобы вызвать у учеников эмоциональные реакции, а также показать непривлекательность безответственных действий. Крайней, исключительной мерой воздействия на учеников является наказание. Если подобные методы в таком вопросе как воспитание и обучение школьников будут использоваться на нужном этапе процесса обучения, учитывая природные условия и степень подготовленности учеников, то это позволит учителю сформировать воспитанную и экологически грамотную личность. Так называемые экологические сказки используются для того, чтобы научить ребенка размышлять, сопереживать, видеть вокруг себя контрасты.
Воспитание и обучение школьников подразумевает всевозможные экскурсии и прогулки по экологической тропе. Они имеют немаловажное воспитательно-образовательное значение. Экологическая тропа представляет собой некую разновидность «учебных троп природы», которые в последнее время стали активно создаваться. Цель создания такой тропы заключается в обучении детей на примере определенных природных объектов. Воспитание и обучение школьников учит на подобных прогулках дети фиксировать красивый пейзаж, к примеру, пышное, одиноко стоящее деревце, а затем, придя в группу, сделать некую зарисовку и придумать рассказ, соответствующий своему рисунку. В экологическом воспитании детей большое значение уделено проведению наблюдений на прогулке. Такая работа способствует не только развитию наблюдательности у детей, но и побуждает их сделать соответствующие выводы относительно каких-либо явлений, которые происходят, как в живой, так неживой природе. Это также способствует развитию логического мышления и разговорной речи. Кроме того воспитание и обучение школьников путем экскурсии по экологической тропинке приносят детям невероятное удовольствие и радость.
По-настоящему любить природу могут лишь те, что знает и понимает ее. Чтобы научить этому человека, необходимо с ранних лет прививать ему любовь к природе, осуществляя правильное воспитание и обучение школьников. Взаимодействие с окружающей средой способствует расширению кругозора у детей, получению новых знаний, воспитанию нравственных, духовных и волевых качеств (настойчивости, выдержки, взаимного доверия, коллективизма). К тому же, развиваются двигательные навыки, заметно укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в природе. Чтобы у детей сформировалось сознательное отношение к природе, нужно использовать предметную и окружающую природную среду продуманно. Осуществляя воспитание и обучение школьников, надо также показывать взаимосвязь животных и растений с какими-либо внешними условиями, зависимость из жизни от воздействия внешних факторов, а также деятельности человека.
Со школьниками младших классов необходимо проводить серию внеклассных мероприятий (путешествия, экскурсии, работа по экологическому проекту), которая направлена непосредственно на активизацию интереса в природе с их стороны, актуализацию положительных эмоций. Целью контрольного эксперимента является проверка эффективности использования различных форм и методов внеклассной работы, касающейся экологического образования и воспитания младших школьников. В экспериментальной группе была проведена повторная анкета, целью которой можно назвать выявление уровня сформированности экологическое культуры в младших классах. Это помогло увидеть динамику сформированности экологической культуры среди детей младшего школьного возраста.
Воспитание и обучение школьников имеет системный подход к вопросам экологического воспитания детей. Он позволяет:
-Установить между познанием природы и социальной жизни более тесные связи;
-Обеспечить преемственность и перспективность изучения окружающей среды;
-Создать все условия для формирования нравственно-этических установок;
-Расширить экологические представления детей младшего школьного возраста, а также конкретизировать их на конкретных примерах, взятых из окружающей жизни;
-Углубить теоретические знания в экологической сфере;
-Формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих первичные знание экологии как науки.
-Обеспечить разнообразную практическую деятельность, касающуюся изучения и охраны окружающей среды, для учащихся.