Воспитание культуры общения
Воспитание культуры общения важно для нормального развития ребенка. Общение – один из наиболее важных факторов, формирующих личность человека.
Общение рассматривается в различных гуманитарных науках и имеет свои особенности видения, что и определяет каким должно быть воспитание культуры общения. К примеру, в социологии под общением понимается способ существования внутренней эволюции или же способ поддержания так называемого «status quo» в структуре общества в той степени и мере, в которой эта отдельно взятая эволюция предполагает взаимодействие отдельной личности с обществом, которое невозможно другими способами (без общения). Марксистская философия под общением понимает процесс, в результате которого общественные отношения из виртуальной переходят в «действенную» форму, при определенном стечении обстоятельств. В данном случае общение рассматривается и как сам процесс, и как условие, это должно учитывать воспитание культуры общения. То есть, согласно марксистской философии, любая общественная деятельность может быть расценена как форма или способ общения. Содержание потребности общения изменяется в зависимости от характера совместной деятельности, особенно в отношениях ребенка и взрослого человека. Каждый этап развития ребенка можно охарактеризовать как потребность в участии взрослого в жизни ребенка в той степени, которой достаточно для решения типичных для данного возраста основных проблем или задач, в том числе и такой задачи как воспитание культуры общения.
Практическое значение результатов, а также актуальность данной тематики обусловили выбор темы для исследования: «Культура общения и ее воспитание у детей старшей дошкольной группы».
Цель проведения исследования, которое изучает воспитание культуры общения – раскрытие наиболее эффективных методик для формирования общения у детей данной возрастной группы, а также разработка методической системы, которая будет направлена на воспитание культуры общения у детей в указанной возрастной группе.
Объект данного исследования, которое изучает воспитание культуры общения – дети, относящиеся к старшей дошкольной возрастной группе.
Предмет данного исследования относительно того каким должно быть воспитание культуры общения – культура общения и ее воспитание у детей старшей дошкольной группы.
Гипотеза исследования: для успешного общения необходимо не только учить детей вести себя в соответствии с определенными нормами, но также и воздерживаться от действий, жестов, слов или других действий, которые не очень уместны в данной ситуации или обстановке. Это стоит запомнить тем, кто начинает воспитание культуры общения. Одним словом, воспитывать у детей культуру общения, прекрасный способ для этого – игровая деятельность, которая признана одной из наиболее эффективных форм обучения детей данной возрастной группы.
Задачи исследования, которые были сформулированы исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы проводимого исследования по теме воспитание культуры общения:
- рассмотреть само понятие воспитание культуры общения, а также специфику общения у детей в старшем дошкольном возрасте;
- выявить нюансы и особенности в воспитании культуры общения у детей данной возрастной группы;
- проверить эффективность тех или иных методов воспитания культуры общения, посредством прямого применения игровой формы обучения.
Таким образом, можно сказать, что общение – это процесс развития контактов между отдельными людьми, который происходит в результате потребности в совместной деятельности. В общение включаются обмен информацией между участниками процесса (иначе его можно охарактеризовать как коммуникативную сторону общения), поэтому важно пройти воспитание культуры общения. Другая сторона общения – обмен не только речью (словами), но и определенными поступками или действиями. Есть и третья сторона в общении – то, как общающиеся воспринимают друг друга.
То есть, в процессе общения как едином целом можно выделить три стороны:
- коммуникативная (передача информации);
- интерактивная (взаимодействие общающихся);
- перцептивная (взаимопринятие).
Общение, рассмотренное в единстве трех составляющих, выступает как один из способов организации совместной деятельности, а также взаимоотношений между людьми, включенными в нее.