Воспитание культуры речи
Воспитание культуры речи поможет ребенку в его дальнейшей жизни. Совсем недавно культура речи выросла в отдельную область науки о языке в целом. Произошло это как следствие глубоких изменений в социуме, в стране в целом и в понимании сущности языка каждым человеком. В общественную и политическую жизнь государства были вовлечены представители самых разных групп общества. И не всегда речь представителей той или иной группы могла свидетельствовать о высоком культурном уровне человека. Возникла необходимость повышения культуры речи как индивидуума, так и общества в целом. В связи с этим возникла необходимость в таком моменте как воспитание культуры речи.
Что же входит в новое, но существовавшее уже века понятие – воспитание культуры речи. Этот раздел науки изучает речь во всех ее проявлениях, но с точки зрения применения слов и словооборотов в той или иной ситуации. Можно повести параллель с таким разделом как Стилистика речи. Она рассказывает о том, какие стили речи существуют вообще и чем разнятся, какие особенности у каждого стиля и что их объединяет. Разные люди, высказавшись в одном стиле, могут произнести речь совсем разную по качеству – от блестящей до совершенно неудачной. Культура речи дает оценку конкретным высказываниям. Она поднимает проблему красоты речи при общении, дает оценку правильности речи, а, главное, дает советы и рекомендации по исправлению недостатков и совершенствованию речи. Поэтому воспитание культуры речи - важная часть воспитания ребенкаю.
В данный момент современная лингвистика выделяет два основных уровня культуры речи человека – высший и низший. Низшая ступень – это начальная ступень овладения культурным литературным языком. Достаточно, если человек будет произносить слова правильно, соблюдая установленные нормы и правила языка. К нормам относятся лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические — словооб¬разовательные, морфологические, синтаксические. Что означает слово и как оно сочетается с другими определяют лексические нормы, изучить которые можно при помощи толковых словарей. Грамматические нормы отображены в пособиях по грамматике литературного языка. Остальные нормы фиксируются в специальных словарях справочного характера. Воспитание культуры речи требует внимания, усидчивости и терпения.
Речь человека считается правильной, если он слова произносит без ошибок, формы слова употребляет правильно, владеет правильным словообразованием и предложения строит верно. Но это далеко еще не все. Если речь не соответствует условиям общения и его целям, то речь считается плохой, какой бы правильной она не была. Воспитание культуры речи говорит, что хорошая речь должны обладать тремя обязательными качествами – богатством, точностью и выразительностью. Богатая речь подразумевает обширный словарный запас, причем в активном его использовании, она изобилует разнообразными морфологическими формами и синтаксическими конструкциями. Воспитание культуры речи гласит, что из всего имеющего арсенала человек должен быстро выбирать те слова и средства выражения, которые наиболее ярко и емко позволят ему донести свою мысль до собеседника – таким показателем характеризуется точность речи. Условия и задача общения диктуют выразительность речи, которая достигается многими языковыми средствами.
Правильная и хорошая речь – залог того, что человек достигнет высшего уровня культуры речи. А он подразумевает не только отсутствие ошибок, но и построение высказываний максимально соответствующих ели общения, подбор слов и конструкций речи подходящих для общения с конкретным собеседником и в данных обстоятельствах. Чтобы речь соответсвовала нормам, нужно узучать воспитание культуры речи.