Воспитание культуры школьников
Воспитание культуры школьников основывается на том, что наиболее распространенными способами воспитания являются методы убеждения. В воспитании культуры школьников используются такие методы, как рассказ и беседа, разъяснение (требований, которые предъявляются ребенку), убеждение (посредством приведения примеров на взрослых), а также просмотр (фильмы, диафильмы, театральные представления и т.п.), чтение, прослушивание музыкальных произведений, более широкое и близкое ознакомление с изобразительным искусством. Поведение и чувство вкуса у учащихся во многом формируются под влиянием именно этических представлений у них. Часто между школьниками возникают конфликты, причина которых в неверном истолковании и понимании таких понятий, как честность, доброта или дружба. Поэтому, ребенку, проводя воспитание культуры школьников, необходимо объяснить, что именно от него ожидают и каким его видят родители. Ведь разъяснение относится к наиболее доступным и действенным способам воспитания. В первую очередь учитель должен выяснить, на каком уровне этические знания у школьников, и какие у них сложились представления о понятиях «доброта», «честность» или «справедливость». Разъяснение как метод, который предусматривает воспитание культуры школьников позволит рассказать им о принятых нормах поведения дома и в школе, а также на улице, о нормах отношений с другими людьми и о том, как нужно относиться к своим обязанностям.
Воспитание культуры школьников требует учесть, что такие методы как беседы, рассказы или разъяснения влекут за собой накопление у школьников определенного запаса представлений и понятий о этических и моральных нормах, которые приняты в обществе. Это помогает учащимся различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Значительную роль в воспитании культуры школьников также играет книга. Еще один метод – убеждение посредством приведения примеров. Данная методика основана на желании детей стать взрослыми, поэтому они в поведении копируют поведение взрослых. Подражание взрослым часто происходит из-за того, что у школьников отсутствует собственный опыт, и нет устоявшихся привычек поведения. Это также влияет на формирование целостных понятий в этической культуре.
Воспитании культуры школьников рекомендует использовать также литературные произведения, в которых описываются не только борьба добра и зла или конфликтные ситуации, но и положительные стороны описываемых событий. Достаточно важно значение играет сравнение ситуаций или событий. Пример – рассказ Н.Носова «Карасик», в котором рассказывается о том, как мальчик поступил плохо, а потом еще и соврал. Это привело к тому, что его любимый котенок должен был пострадать, и мальчик понимает о том, что струсил и поступил плохо. Он хочет спасти своего котенка. Преподаватель должен не просто поинтересоваться у детей после чтения рассказа о том, как поступил мальчик, но и перевести разговор в такое русло, чтобы дети задумались над поведением героя (мальчика) и последствиями такого поведения, понимая при этом связь между ними. Это позволит не только сформировать у детей понятия хорошего и плохого, но и развить чувства у детей, а это – начало для развития этической культуры. Стоит обратить особое внимание на вопросы, которые будут задавать дети. По ответам, которые дают школьники, становится ясно, что даже те поступки, которые совершаются непреднамеренно или нечаянно, дети относят к «плохим». Это прекрасный способ воспитания культуры у школьников.