Воспитание приёмных детей
К сожалению, статистика последних лет такова, что количество детей – сирот и беспризорных неуклонно растет. Но радует тот факт, что не меньшее количество и усыновлений, а также появляется тенденция к поиску новых способов для обустройства жизни таких детей, например семейный детский дом, патронатная семья, деревня SOS.
Взяв на себя такую ответственность, как воспитание приемных детей, многие семьи сталкиваются с целым рядом проблем, в решении которых помочь может квалифицированный психолог, одна из проблем - воспитание приемных детей. При помощи его советов и методик лечения можно провести диагностику и скорректировать не только психологические особенности отдельно взятого индивидуума (в данном случае, приемных детей), но и наладить отношения внутри семьи и полноценное ее функционирование, наладить воспитание приемных детей.
На отношения между родителями и приемными детьми в процессе их воспитания приемных детей определяющее влияние имеют такие факторы:
- мотив, по которому родители усыновили именно этого ребенка или детей;
- сам факт усыновления известен ребенку или хранится в тайне от него, а также отношением «новых» родителей приемных детей к их биологическим (родным) родителям;
- насколько новая семья гибкая и ригидная.
Приведем дисфункциональные мотивы, по которым некоторые родители усыновляют детей и впоследствии эти мотивы становятся основой осложнений в процессе воспитания таких детей, а в некоторых редких случаях даже могут привести к трагедиям.
Итак, отношения между родителями и приемными детьми по дисфункциональному признаку могут иметь следующие проявления:
1. У этих родителей были уже дети, который по каким-либо причинам умерли, и посредством приемных детей родители пытаются «заменить» его. Такая ситуация обычно имеет следующее воспитание: на детей «нагружаются» определенные качества и черты, которые ожидаются родителями. Практически не считаясь с индивидуальными личностными и психологическими особенностями приемных детей, родители пытаются сделать из них таких же, какими были их умершие дети. Для приемных детей такое воспитание чревато такими последствиями, как негативное отношение к самому себе, падение самооценки, практическим отсутствием контакта на эмоциональном уровне с приемными родителями. Часто в такой семье внешние границы очень жесткие и довольно четко очерченные, в то время как внутренние практически размыты. Воспитание приемных детей часто происходит так, что каждый член такой семьи проявляет определенную ригидность по отношению к другим и к правилам внутри семьи, не проявляя никакой гибкости. Можно говорить о наличии множества правил, по которым происходит воспитание приемных детей и контакт между членами семьи, не стоит исключать и наличие каких-либо конфликтов (чаще всего скрытых) между супругами.
Воспитание приёмных детей. Реальный случай
В одно из отделений больницы привезли 14 летнего мальчика с отравлением. Таким способом он пытался свести счеты с жизнью, так как узнал о том, что воспитывался приемными родителями. У мальчика произошла драка и в школе, вызвали мать и пожаловались на его поведение. Воспитание приемных детей в этой семье было таким, что дома мальчика ожидал скандал, в ходе которого мать высказала ему всю правду о том, что у нее 2 собственных детей умерли в раннем детстве, а его усыновили, он выжил - а теперь он позорит родителей.
Мальчик практически полгода находится в больнице под наблюдением, у него апатия к жизни и тяжелейшая депрессия. Неправильное воспитание примных детей ярко демонстрируется этим примером. Мальчик чувствует себя виноватым в смерти тех двух детей, да и с приемными родителями жить не хочет. Проявляется наклонность к суицидам.
2. У супругов не может быть собственных детей по тем или иным медицинским показаниям, поэтому они решаются на усыновление. Такая ситуация и воспитание приемных детей может привести к чрезмерной опеке со стороны родителей над приемным ребенком, и большим ожиданиям по отношению к этому ребенку. В таких семьях часто есть проблемы в отношениях между родителями. Воспитание приёмных детей таково, что такие семьи сплоченны, причем наибольшая степень ее проявляется между ребенком и матерью, тогда как отец немного отдален от них. Это особенно наблюдается в случаях, когда в выборе ребенка родители ориентировались на половой признак. Воспитание приемных детей имеет свои особенности, они связаны с большими ожиданиями от приемных детей и многочисленными фантазиями родителей в момент усыновления и дальнейшего воспитания таких детей.
3. Мотивом становится порыв родителей к «добрым делам». Они усыновляют детей в порыве всеобщей помощи детям. Воспитание приёмных детей характеризуется, тем что отношениям характерны симбиотической привязанностью, у родителей проявляется постоянная необходимость в признании и выражении безмерной благодарности за их поступок. Воспитание приемных детей в таком случае происходит так, что приемные родители имеют острую необходимость в любви, что может объясняться е недостатком в отношениях между супругами.
4. Взяв приемных детей, семья стремится реализовать свои способности в области педагогики и воспитать из детей с тяжелым характером и судьбой вполне достойных членов общества. Воспитание приёмных детей отмечено тем, что такие родители очень щепетильно относятся к всякого рода проявлениям генофонда приемных детей, могут проявлять недоверие к себе как к «настоящим родителям» и идеализировать любые семейные ситуации. Воспитание приёмных детей в дальнейшем имеет два варианта развития: они либо очень часто обращаются з помощью к врачам и психологам, либо же они выдвигают процесс воспитания приемных детей на главный план и тогда начинается активное изучение необходимой литературы, посещение или организация клубов и других организаций, где собираются родители, обсуждают проблемы и темы, связанные с таким делом как воспитание приемных детей. Часто такие родители в первую очередь не доверяют самому себе как полноценному и «правильному» родителю, они стремятся любыми способами показать и проявить свою любовь и опеку над приемными детьми.
5. Очень часто одинокие женщины, у которых не сложилось с семьей и нет собственных детей, создают ее посредством усыновления. Здесь четко прослеживается симбиотическая привязанность, но наблюдаются также трудности сепарации. На приемных детей возлагаются все надежды матери, связанные с личностным понятием счастья. По сути, его для этого и усыновляли. Воспитание приёмных детей таково, что в такой семье на ребенка часто возлагаются и обязанности отсутствующего супруга, поэтому внутрисемейные отношения имеют достаточно размытые границы. В такой семье воспитание таково, что малыш может столкнуться с определенными трудностями в сепарации, особенно в подростковом возрасте, ведь мама на него такие ожидания возлагает.
Очень важна в столь деликатном вопросе, как воспитание приемных детей, и роль отношения родителей к самому вопросу усыновления – тайна ли это для ребенка или нет, а также отношением приемных родителей к истинным (родным_ родителям.
Дисфункция в детско-родительских отношениях с приемными детьми в зависимости от наличия или отсутствия тайны усыновления:
- ребенок не знает ничего о том, что его родители – приемные. В таком случае родители испытывают постоянный страх раскрытия этой тайны, все время проявляется тревожность, что в итоге приводит к тому, что теряется определенная ясность между родителями и ребенком в отношениях. Ребенок же в такой ситуации испытывает определенный недостаток общения с близкими для него людьми, негативное отношение к самому себе и постоянную тревожность. Такая семья очень часто проявляет настороженность ко всему, что творится за ее пределами и закрыта для общения. Внутрисемейные коммуникации зачастую также нарушены, это упушение такого процесса как воспитание приёмных детей. Такие семьи характеризуются сплоченностью, даже замкнутостью, присутствует обычно множество правил, при помощи которых регулируются отношения между членами семьи. О своей тайне родители могут рассказать к примеру, психологу, вступая, таким образом, в некий «союз» с ним.
- тайну усыновления ребенок раскрыл случайно, а не узнал об этом от родителей. Часто в такой семье наблюдается недоверие со стороны ребенка к своим родителям, некая разочарованность всех ее членов. Дети в таких ситуациях склонны проявлять агрессию как к приемным, так и к родным своим родителям, и параллельно развивать свои фантазии по поводу биологически родных родителей. Появляется страх потерять семью, причем как со стороны приемных родителей, так и со стороны усыновленного ребенка.
- формально ребенку известно о том, что его родители не родные, но он не знает достаточное количество необходимой информации. У такого ребенка может развиться страх потери семьи, и нарушено само восприятие семьи и ее границах. Становится проблематичным определение родственников, в семью могут вовлекаться посторонние лица приемным ребенком. В итоге в ребенке развивается желание иметь родную семью, вернуться к настоящим (родным) родителям.
- ребенок знает о своем усыновлении, но приемные родители стараются обесценить для ребенка роль его родных родителей. Это может проявляться негативным отношением ребенка к самому себе, так как посредством такого отношения к родным родителям своего ребенка, они часто проектируют такое отношение и на ребенка. Сами же приемные родители часто идеализируют внутрисемейные отношения, видя их исключительно благополучными.
При появлении в семье приемного ребенка необходимо некоторое изменение уже сложившихся отношений. Воспитание приёмных детей должно учитывать, что от такой гибкости и способности приспосабливаться к изменившимся условиям в семье зависит очень многое в настоящих и будущих взаимоотношениях приемных родителей с детьми.
На отношение между детьми и их приемными родителями и их воспитание негативную роль могут сыграть дисфунциональные семейные границы и правила отношений.
1. Семья, в которой наблюдается ригидность правил.
Воспитание приёмных детей не должно упускать такой момент. С появлением приемных детей в семье возникает необходимость менять правила семейных отношений и привычки новоиспеченных родителей, к чему они оказываются не готовыми. В отношениях между ребенком и родителями наблюдается холодность, даже некоторая разочарованность ребенком и недовольство общим функционированием семьи. У ребенка проявляется негативное отношение к себе, а также чувство недостаточности эмоционального общения с родителями.
2. Семья, в которой семейные роли довольно жесткие.
Если семейная система с появлением ребенка приходит в положение равновесия, то даже малейшее изменение ситуации в окружающем семью социуме или даже изменения, происходящие с ребенком как следствие его развития, могут привести к дисбалансу отношений в такой семье. Воспитание приёмных детей требует помнить, что семья должна приспосабливаться к подобным изменениям, а существующая ригидность внутрисемейных отношений может только затруднить этот процесс. Это может привести либо к тому, что приемного ребенка убирают из системы (к примеру, госпитализируют), либо же к кризису в семейных отношениях. В отношениях между ребенком и родителями проявляется неуверенность в ребенке, неспособностью принятия его и частыми разочарованиями в нем и его поступках. Со стороны ребенка это проявляется негативным отношением к самому себе, агрессией и даже асоциальным поведением.
3. В приемном ребенке была ситуативная необходимость.
В случаях, когда приемный ребенок был нужен родителям для решения определенных задач в той или иной ситуации, а с пришествием некоторого времени после усыновления внутрисемейная ситуация меняется, могут возникать определенные трудности в отношениях между приемными родителями и детьми. Воспитание приёмных детей - очень сложный процесс. Пример – родной ребенок вырос и ушел из дома, а родители усыновили другого ребенка. Когда родной ребенок вернется домой к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с усыновленным. Часто подобные ситуации и воспитание приёмных детей характеризуются конфликтами между приемными родителями и детьми, негативным отношением членов семьи к приемному ребенку, негативным отношением самого ребенка к себе и членам семти, и даже проявлениями агрессии.
Если по тем или иным причинам Вы все же решились на усыновление, то старайтесь придерживаться двух правил, на основе которых происходит нормальное воспитание приёмных детей:
- Воспитание приёмных детей: по возможности возьмите ребенка новорожденного (возможно даже практически с родильного дома);
- Воспитание приёмных детей: постарайтесь открыть ему тайну усыновления как можно раньше, естественно с учетом того, что он в состоянии это понять.
Такое воспитание приёмных детей приведет к следующему:
- отношения между приемными родителями и ребенком-младенцем дадут гораздо более твердую основу родственных, чем если его детство пройдет без Вашего участия;
- это даст возможность более тесного контакта между Вами и усыновленным ребенком, что может в дальнейшем послужить залогом его уверенности в Вас и крепости семьи, чем если он будет помнить свои переходы от одних родителей к другим;
- длительное общение с ребенком позволит ему вести себя как Ваш собственный, а не просто как ребенок, которого Вы взяли;
- Вы сможете узнать ребенка наилучшим образом со всех сторон, да и вопросов о том, где и как он жил раньше, можно будет избежать, что позволит избежать сомнений со стороны ребенка и изменения его поведений, связанных с данными сомнениями.
Воспитание приёмных детей говорит, что очень важно сказать малышу правду о его усыновлении, как только он способен будет ее понять, так как:
- правду он все равно узнает (где то в 9-12 лет). Этому будет способствовать общение ребенка с соседскими детьми, которые в свою очередь слышали это от своих родителей. Такая новость может настолько потрясти ребенка, что даже способна привести к психическим расстройствам.
- когда ребенок узнает о своем усыновлении так сказать с запозданием, это чревато рождением у него чувства отвергнутости, а также непременное желание узнать как можно больше сего о настоящих родителях и даже увидеться с ними. Появляется чувство недоверия к приемным родителям, которые столько лет скрывали истину от него.
- с течением определенного времени приемный ребенок будет не в состоянии давать ответ на замечания и даже насмешки со стороны других детей.
- более позднее открытие тайны может усилить некоторые особенности в поведении ребенка. Так, если он имел склонность к замыканию в себе, то это станет еще более явным, если имел склонность к агрессии, то она станет носить более явный характер и даже может быть направлена именно на приемных родителей.
Всех этих неприятных ситуаций можно избежать, если открыть ребенку тайну его происхождения как можно раньше. Это будет правильное воспитание приёмных детей. Наилучший вариант – рассказать ему правду еще в детстве, в дошкольном возрасте. Начинать разговоры можно даже примерно с 3 летнего возраста. Пусть даже малыш и не до конца поймет всю суть сказанного, зато Вы подготовите благоприятную почву для дальнейшего восприятия и осознания малышом его истинного происхождения. Ситуация облегчит рождение ребенка в семье знакомых или даже беременность кого-то из Ваших знакомых. Просто объясните ребенку, что есть два пути иметь детей: обыкновенным методом или же при желании иметь необыкновенного ребенка – родители начинают искать. Поиск может продолжаться годами и в различных клиниках, пока родители не найдут того, кого искали. После удачного завершения поисков они заключают договор, как при заключении брака. Для этого можно объяснить ребенку как заключается брак, как происходят поиски второй половинки, как возникает любовь, на чем она основывается, как создается настоящая семья. То есть, необходимо дать ребенку понять, что приемный ребенок – исключительный и самый лучший для своих родителей, и что Вы (родители), совершенно уверены в правильности своего выбора.
Чаще всего трудности в процессе такого дела как воспитание приемного ребенка сопряжены именно отношением родителей к ребенку, а вовсе не наоборот. Часто приемные родители, стараясь показать свою безграничную любовь к ребенку, начинают баловать его. Чтобы ребенок был в состоянии чувствовать и видеть в Вас настоящих родителей, нужно в первую очередь самим почувствовать себя таковыми. Не нужно чувствовать себя виноватым, если малыш испытывает Ваше терпение, это присуще абсолютно всем детям, как приемным, так и родным.
Если в Вашей семье помимо приемного, есть и родной ребенок, то очень важно показывать одинаковое отношение к ним. И суть даже не в том, что приемному ребенку может уделяться меньше внимания. Лучше и родным детям тоже как можно раньше узнать о происхождении приемного малыша в семье. Просто подчеркните, что дети в семье могут появляться двумя способами и они все равно, в независимости от путей своего появления в семье, остаются настоящими братьями или сестрами.
Ваш опыт и успехи в воспитании родных детей могут служить залогом успешного воспитания и приемных детей. Воспитание приёмных детей ничем особым не отличается от того, что Вы уже умеете. Те же самые трудности, что и при воспитании своего ребенка, только иногда появляются небольшие нюансы, с которым необходимо считаться. Правильно построенные отношения с родными детьми принесут только пользу в воспитании приемных детей, создавая атмосферу добра и полноценности в семье, где есть приемный ребенок.