Воспитание умственно отсталых детей
Среди детских аномалий наиболее распространенной является категория умственно отсталых детей. Согласно статистике ВОЗ примерно 1-3% от общего количества детей относятся к категории умственно отсталых. Им требуется особое воспитание. Интеллектуальный дефект у подобных детей выражается несколькими видами и в зависимости от этого подразделяется на группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Из общего числа всех умственно отсталых детей примерно 80% имеют черты дебильности, легкой недоразвитости интеллекта, около 25 % страдают выраженными недостатками в интеллектуальном развитии, т.е. имбецильностью и примерно 5% от подобных случаев относят к идиотии, явно выраженное глубокое слабоумие. Больше всего медицинской наукой изучена легкая степень выраженности умственных дефектов, таких детей даже обучают в специальных школах, где коррекционное обучение и воспитание. Для подобной категории детей разрабатываются учебные планы и даже создаются специальные учебники. Детей-имбецилов считали необучаемыми, так как у них более тяжелая форма недоразвитости познавательной функции головного мозга, а также явно выраженные не только психические, но и физические нарушения. Воспитание умственно отсталых детей раньше упускалось из виду. В современном мире среди общественности начало формироваться мнение, что дети-инвалиды – это люди, которые имеют точно такие же права, как и все другие, просто они нуждаются в определенной помощи и постоянной опеке. Современные исследования доказывают, что даже дети с глубокими интеллектуальными нарушениями могут и должны быть вовлечены в процессы обучения, однако для них должны обеспечиваться определенные условия, помогающие раскрыть возможности каждого такого ребенка в психическом, физическом, социальном и эмоциональном разрезе.
Сегодня обеспечение специальных систем для социального обеспечения данной категории детей остаются Программы обучения детей с глубокими умственными нарушениями, которые были разработаны еще в 1983 г. Согласно этим программам детей воспитание детей включает:
- Воспитание умственно отсталых детей это - чтение и письмо;
- Воспитание умственно отсталых детей это - счет;
- Воспитание умственно отсталых детей это - развитие речи, а также экскурсия и предметное обучение;
- Воспитание умственно отсталых детей это - социально-бытовое ориентирование;
- Воспитание умственно отсталых детей это - ручной труд, конструирование, и другие виды предметно-практической деятельности;
- Воспитание умственно отсталых детей это - прививают навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовых обязанностей;
- Воспитание умственно отсталых детей это физическое воспитание;
- Воспитание умственно отсталых детей это - пение;
- Воспитание умственно отсталых детей это - рисование;
- Воспитание умственно отсталых детей это - трудовое обучение.
Наиболее подходящей к современным условиям жизни является воспитание умственно отсталых детей с явными признаками умственной отсталости по программе, направленной на обучение детей еще с дошкольного возраста. Эта программа для работников дошкольных учреждений и раскрывает особенности и методики работы с подобными детками. К программе также добавлены рекомендации относительно того, как комплектовать группы в зависимости от этапа обучения или воспитания, основные направления организации учебно-воспитательного процесса, ориентировочный распорядок дня в такой группе и типовое расписаний занятий по отдельным этапам.
Воспитание умственно отсталых детей должно основываться на принципах преемственности и единообразия. Воспитание умственно отсталых детей подразделяется на 3 этапа, каждый из которых включает развитие речи, развитие движений, ознакомление с окружающим миром, организация обучения навыкам самообслуживания, обучение играм, обучение рисованию, музыке, предметно-практической деятельности.
Отдельно и особо рассматривается вопрос по обучению таких детей и непосредственному общению с взрослыми. Это относительно новый, но не менее важный, чем все остальные раздел, от эффективности которого зависит успех всей коррекционной программы и воздействия на общее развитие ребенка.