Воспитание в дошкольном возрасте
Воспитание в дошкольном возрасте играет самую важную роль в становлении личности ребенка. Формирование навыков и привычек нравственного поведения происходит в дошкольном возрасте. В этот период ребенок учится помогать не только взрослым, но и младшим детям, а также воспитателю. Он выполняет различные трудовые поручения, привыкает делиться игрушками и гостинцами с другими детьми. Характер будущего гражданина формируется именно в привычных поступках, которые отвечают общепринятым нормам. Важнейшим компонентом и средством нравственного развития ребенка является трудовое воспитание в дошкольном возрасте. Поэтому ему нужно уделить особое внимание. По мере овладения трудовыми навыками, малыш учится ставить цель, а также доводить до конца начатое им дело, преодолевать различные трудности. Все это способствует формированию такого качества, как трудолюбие, подготавливает ребенка к жизни в обществе, в котором труд является первейшей и почетной обязанностью. С возрастом можно наблюдать изменение мотивов, побуждающих к тем или иным поступкам. Связано это, прежде всего, с тем, что ребенок все больше начинает осознавать собственное поведение. Важное значение в данном случае приобретает объяснение и воспитание в дошкольном возрасте, почему он должен поступать именно так, как его учат.
Малыша первых лет жизни привлекает непосредственно сам процесс выполнения действий, к примеру, складывание кубиков в коробку, одевание, манипулирование ложкой. Он с удовольствием принимает от мамы предложение понести какую-либо небольшую покупку. Именно интерес побуждает малыша к выполнению подобных действий. Достижение результата играет в этом вопросе немаловажную роль. То есть кубики должны быть ровно уложены, колготки натянуты. Но не столько результат, сколько одобрение важно в раннем возрасте. Примерно между двумя и тремя годами у детей появляется некое стремление к самостоятельности. Правильное воспитание в дошкольном возрасте и побуждает кроху к овладению навыками и умениями, которые связаны с самообслуживанием, а также выполнением принятых в обществе культурно-гигиенических правил. Поэтому результат действия приобретает все большее значение. Ребенок всячески стремиться к его достижению, а, достигнув своей цели, испытывает удовлетворение. Одобрение со стороны взрослых только укрепляет это ощущение, побуждая к новым усилиям, чего добивается воспитание в дошкольном возрасте.
Основным мотивом для получения навыков и привычек в дошкольном возрасте становится именно осознание значения результатов собственной деятельности не только для себя, но и для окружающих людей. Теперь малыш в состоянии осмыслить все правила поведения, которым его обучают в детском саду или дома. К примеру, что нужно переобуться перед входом в помещение (квартиры, детского сада), ведь взрослые моют пол, а их труд нужно уважать. Закрепление необходимых навыков и привычек происходит в процессе их многократного выполнения. Взрослый человек, проводя воспитание в дошкольном возрасте, должен объяснить ребенку весь смысл выдвигаемых требований. Это поможет не только в усвоение того или иного правила, но и в его применении в различных ситуациях. Ценность первичного поступка со стороны ребенка объясняется исключительно его мотивами. К примеру, дети старшей группы твердо для себя усвоили, что, если входит гость, то ему непременно нужно подать стул и предложить сесть. На вопрос, «почему надо так поступать?», многие дети ответили так: «Чтобы гость отдохнул, ведь он устал», «Чтобы ему было приятно от того, как его хорошо встретили». Осуществляя воспитание в дошкольном возрасте, очень важно расширять круг привычек и навыков, укреплять их. Не стоит забыть и о формировании ценных с точки зрения морали мотивов, которые побуждают ребенка к усвоению. Однажды на собрании мама одного аккуратного мальчика решила поделиться собственным опытом воспитания в дошкольном возрасте. Она пояснила, что для каждой вещи у них в доме заведено свое место. И сын к этому привык. Когда они приходят домой, то женщина всегда спрашивает, все ли в порядке. Иногда малыш замечает сам, а иногда ему приходится намекать, что в прихожей обувь разбросана или дорожка сбилась. И ребенок тут же все исправляет. Он является непременным участников уборки в доме. Мать, проводя воспитание в дошкольном возрасте, старается не журить его, а, наоборот, советуется, поддерживает сына.
Таким образом, у детей происходит формирование коллективистских мотивов поведения, когда возникает делание помочь кому-либо, доставить окружающим радость, проявить гостеприимство. В дошкольном возрасте можно отметить и сохранение прежних приемов воспитания привычек и навыков. Это побуждение к подражанию, показ, упражнение. Все большее значение, наряду с ними, воспитание в дошкольном возрасте выделяет и объяснение, о чем было сказано выше. Своего значения ни в коем случае не теряет ободрение правильного поведения. Вот только чрезмерно хвалить ребенка не нужно. Тогда желание заслужить похвалу со стороны взрослых станет для малыша главным мотивом его поступков, придавая эгоистическую направленность.
Все вышеуказанные прием, которые предполагает воспитание в дошкольном возрасте, могут быть обречены на успех лишь при условии соблюдения общепринятых правил воспитания. На собрании бабушка одного мальчика, выслушав до конца доклад воспитателя, попросила совета, как поступить, если ребенок никак не хочет подчиниться требованиям. К примеру, просят его застелить постель, а он разбросает одеяло и подушки в разные стороны и убегает. А когда просят сложить игрушки, то прямо говорит: «Не буду». Из дальнейшей беседы становится понятно, что и в остальном мальчик непослушен. Также выяснилось, что родители уделяют сыну недостаточно внимания, совершенно не поддерживают его. Они сначала все ребенку разрешают, а затем начинают его журить, читая нотации. Совершенно очевидно, что в данной семье основные педагогические требования при воспитании навыков и привычек у ребенка вовсе не соблюдались. А ведь единый подход всех членов семьи в воспитании мальчика имеет огромное значение.