Воспитание в современных условиях
Воспитание в современных условиях гораздо проще нежели несколько десятков лет назад. В областном институте по повышению квалификации и переподготовке (г. Архангельск), в 2009 году с апреля по октябрь месяцы проходила II региональная научно-практическая заочная конференция «Воспитание в современных социокультурных условиях».
Цель конференции – обсуждение современных методов в процессе воспитания в образовательной системе в пределах области, обмен опытом среди образовательных учреждений разных видов и типов в вопросах организации, а также реализации воспитательных программ, технологии и методики организации и проведения мероприятий воспитательного плана, мониторинг того как происходит воспитание в современных условиях.
В конференции принимали участие педагоги и психологи, директора и заместитель директоров ОУ, заведующие и заместители заведующих ДОУ, воспитатели, педагоги по дополнительному образованию, специалисты АО ИППК РО, преподаватели, работающие в системе СПО и НПО.
Современные технологии воспитания основаны на некоторых ведущих идеях:
- современные условия обусловили преобразования, происходящие в системе образования – воспитание в современных условиях как формирование личности в системе командно-административной сменилось воспитанием, как одним из необходимых условий для самоактуализации личности;
- произошла не только демократизация, но и гуманизация в отношениях между педагогами и администрацией, педагогами и учащимися, а также в отношениях между учащимися;
- воспитание в современных условиях таково, что появилась возможность выбора между множеством вариантов позиций педагога, технологий воспитания, вариативных приемов педагогики, форм и средств воспитания, технологических решений и много другого;
- кроме того, воспитание в современных условиях дало возможность опытной и экспериментальной педагогической деятельности в школах, а также для создания авторских школ воспитания, обучения и отдельных авторских концепций;
- широкие возможности для творческой деятельности и реализации коллектива, в котором педагоги – единомышленники, а также педагогические инновации, также носящие коллективный характер.
Некоторые из примеров того как должно происходить воспитание в современных условиях.
В качестве примеров приведем некоторые из наиболее современных воспитательных технологий, которые достаточно массово используются в педагогической практике в современных школах (характеристики технологий приведены по источнику: Селевко Г.К., Современные технологии. М.:1998).
1 группа, в которой практикуется воспитание в современных условиях – технологии воспитательного процесса общепедагогического характера (или как их еще называют, педагогические системы).
Технология Ш.А. Амонашвшш, имеющая гуманно-личностное направление. У нее особые цели: способствовать становлению и развитию благородного человека в каждом ребенке путем полного раскрытия личностных качеств каждого ребенка (познавательности, души и др.). Это воспитание в современных условиях построено на том, что идеалом в воспитании здесь считается процесс самовоспитания.
Технология воспитания, примененная в Павлышенской школе В.А. Сухомлинского.
Технология трудового вопитания А.А. Католикова по системе А.С. Макаренко, которая предусматривает воспитание в современных условиях как созидательный труд и производственную практику в агро- направлении среди учащихся. Основные идеи данной технологии: труд – одна из основ формирования каждой личности, личный интерес со стороны ребенка, интерес со стороны педагогов к каждому ребенку, симбиоз обучения и производственной практики, нашедший свое воплощение в форме школ – хозяйств, использование педагогических приемов параллельного действия, самоконтроль и самоуправление среди детей и другие.
Школа как система воспитания В.А. Караковского
«Русская школа» модель авторов Л.Н. Погодиной и И.Ф. Гончарова, имеет свои ориентации и цели в таком деле как воспитание в современных условиях: формирование русского человека, который будет образованным и высоконравственным, духовно обогащенным и трудолюбивым, способным к творчеству и самообучаемый, физически развитый, проявляющий любовь к своей Родине. Цель – возродить исконно традиционную культуру воспитания, включая учащихся в этнокультурные традиции, как можно более широкое освоение культурного наследия русского народа, пробуждения самосознания у обучающихся, а также проявление исконно русского характера.
Система, применяемая в Международном детском центре «Артек» подразумевает Воспитание в современных условиях.
2 группа, в которой практикуется воспитание в современных условиях – технологии воспитания, основанные на частных методиках.